Ru | En
ТО, ЧТО НЕ ДАЕТ НАМ УПАСТЬ
15 января в Екатеринбурге, в президентском центре Б.Н. Ельцина прошел «День Осипа Мандельштама» — так общественность города отметила 126-летие со дня рождения одного из крупнейших поэтов XX века.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891–1938), возможно, как никто другой олицетворяет собой представление о поэте-герое: адепт чистого искусства в решающий момент предпочел преследования и возможную гибель измене своему дару и предназначению. С юности покорявший аудиторию рафинированных столичных литературных салонов и журналов, он прожил совсем немного и разделил трагическую судьбу самых «униженных и оскорбленных» на тот момент времени — в годы массовых репрессий в Советском Союзе.
В 1934 г. по дороге в ссылку в Чердынь (ныне Пермский край) поэт и сопровождавшая его жена Надежда Яковлевна Мандельштам (из ее воспоминаний мы и узнаем, как это было) один день провели на железнодорожном вокзале Свердловска. Для них — под строгим конвоем, лишенных элементарных человеческих удобств, — этот эпизод остался вовсе не радостным воспоминанием. Однако теперь в Екатеринбурге решено увековечить память супругов — на историческом здании планируется укрепить мемориальную доску. Идею и проект со сцены Ельцин-центра представили публике автор — скульптор, художник и поэт Н.П. Предеин и писатель, журналист, председатель Свердловской областной организации Союза писателей России Е.П. Касимов. Доска, как поясняет Николай Предеин, «это, с одной стороны, означивание документального факта, который говорит и о Мандельштаме, и о реакции сравнительно недавней политической системы на поэтическую свободу Поэта. С другой стороны — посыл в будущее, то, что называется: ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. Помнили Поэта, помнили историю страны, вечную историю Поэта и Власти». Своими средствами эпизоды этой истории продолжают осваивать кинематографисты — в заключение вечера режиссер Елена Якович представила зрителям свой документальный фильм «Тайна архива Мандельштама. Рассказ Сони Богатыревой» (2016).
Основной же частью программы стали поэтические чтения. Как и надеялись организаторы, по существу это был оживленный обмен не только любимыми строками, но и мнениями, суждениями, воспоминаниями. Для главы Екатеринбурга, кандидата исторических наук, поэта Е.В. Ройзмана Мандельштам — прежде всего «человек, обладавший абсолютным слухом, безупречным вкусом, даром предвидения», одна из граней его новаторства — «взгляд на поэзию изнутри», то есть гениальные стихи о творчестве, о предназначении поэта. Профессор, доктор филологических наук Л.П. Быков заметил, что Мандельштам «был дан нашему обществу, нашему народу на вырост» (масштабы человека и его наследия были осознаны и оценены далеко не сразу). По его определению, Надежда Яковлевна и Осип Эмильевич — это во многих смыслах «двойная звезда нашей культуры». Без сомнения, всем запомнилось выступление ректора Гуманитарного университета в Екатеринбурге профессора, доктора философских наук Л.А. Закса. И дело не только в том, что любимые стихи он читал во множестве и с особым чувством. Мандельштам в его понимании — в самой своей сути поэт XX века. В частности, он как никто «озвучил» в стихах страх человека перед жизнью. Но его лирический герой — одновременно «и частный человек, и поэтическое существо» и вскоре находит «противотему: утверждение громадности мира, жизни в ее могуществе — тут-то и возникает духовное сопротивление веку». Читая — понимаешь: «это про нас, это про бездну, в которой мы живем и не знаем, что делать…».
В исполнении литераторов Екатеринбурга звучали все новые строки, и при этом не только произведения «виновника торжества». Евгений Касимов, в частности, прочел немало стихов московского поэта Александра Еременко, представителя течения метаметафористов, с 1970–1980-х гг. продолжающих «мандельштамовскую линию» интеллектуальной поэзии. Банально звучит, но факт непреложен: подлинный дар переживает гибель человека и противостоит новым и новым временам, которые «не выбирают». А как же иначе — ведь, по словам Л. Закса, стихи — «это обещание, то, что кормит нас и не дает нам упасть».
Е. Изварина
На фото: фрагмент будущей доски работы
Н. Предеина
Год:
2017
Месяц:
февраль
Номер выпуска:
3-4
Абсолютный номер:
1151