Skip to Content

КАДРОВЫЙ ВЫЗОВ И НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

25 мая в Уральском государственном экономическом университете состоялось очередное заседание Евразийского научно-исследовательского института человека (ЕНИИЧ УрО РАН) под председательством академика В.А. Черешнева. На этот раз темой обсуждения стал «Кадровый вызов для общества знаний в условиях новой индустриализации». Во вступительном слове Валерий Александрович обратил внимание участников на новую тенденцию: современная молодежь все чаще рассматривает образование как самостоятельную ценность, а не как перспективу трудоустройства. Число молодых людей, получивших образование и вообще не работающих (но при этом не ведущих асоциальный образ жизни), постоянно растет: в Японии оно превысило миллион, в Европе оценивается примерно в 7 миллионов человек. С другой стороны, выпускники даже самых сильных вузов, то есть получившие хорошее образование, работают кем угодно, но не по специальности. И вряд ли это можно рассматривать как исключительно негативный фактор и девиантное поведение, характерное для социально благополучных обществ, скорее необходимо думать о совершенствовании существующей модели образования, все еще ориентированной на классическую индустриальную эпоху.
Действительно, на заседании речь шла преимущественно о системе непрерывного образования, образования для взрослых, кадровой переподготовки. Об этом говорила в своем докладе «Некоторые направления кадровой модернизации в условиях формирования общества знаний» и. о. директора Института экономики УрО РАН Ю.Г. Лаврикова. По ее мнению, новая индустриализация кардинально отличается от того исторического процесса, с которым был когда-то связан этот термин: знания сегодня, наряду с трудом и капиталом, становятся основными источниками развития производственных отношений. Это позволило докладчику сформулировать «шесть кадровых вызовов», стоящих сейчас перед российским обществом.
По-настоящему деловым и содержательным было выступление доктора технических наук, вице-президента Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей А.В. Сысоева, поднявшего тему «амортизации знаний». Сегодня в стране не существует единой системы переподготовки кадров, тогда как каждый специалист нуждается в повышении квалификации с отрывом от производства хотя бы раз в пять лет. Необходима концепция продолжения профессионального образования, создание соответствующих департаментов в министерствах, включение вузов в подготовку курсов (около трети американских университетов предлагают программы переподготовки). Наконец, предприятия должны иметь право вкладывать средства в переподготовку своего персонала аналогично тому, как они обязаны иметь амортизационные фонды. «Инвестиции в человека — самое дорогое, но и самое необходимое», — заключил свое выступление Анатолий Васильевич.
Во многом созвучны названным были и выступления других докладчиков. Так, доктор педагогических наук Н.О. Вербицкая (УГЛТУ) подробно описала разницу между пониманием термина «компетенция» в российском и финском высшем образовании, а С.Е. Поляков, сравнивавший систему подготовки кадрового резерва в России и Китае, с огорчением отметил, что повышение квалификации сегодня воспринимается как тренинг по повышению скорее персональных компетенций, нежели чем квалификации как части производственной системы.
А может, это и правильно? Если человек вкладывает свое личное время и деньги в образование, почему он должен это делать не для себя лично? Почему должен оглядываться на интересы работодателя, которому это обучение будет приносить дополнительную эффективность и выгоду?
Наш корр.
 
Год: 
2017
Месяц: 
июнь
Номер выпуска: 
11
Абсолютный номер: 
1157
Изменено 19.06.2017 - 16:58


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47