Ru | En
СТОЛЕТИЕ — В ЛИЦАХ УЧЕНЫХ
С 25 мая по 26 июня в выставочном зале Архива Российской академии наук была развернута большая экспозиция «Четыре мастера. Портреты ученых в творчестве фотохудожников Моисея Наппельбаума, Григория Вайля, Сергея Новикова, Александра Марова».
Являясь первой частью масштабного проекта «Портрет науки — связь времен: XX–XXI века», она раскрывает прежде всего творческие индивидуальности, грани видения и авторской манеры фотохудожников-портретистов разных поколений, снимавших своих современников — корифеев науки. Умный и проницательный портрет незаурядного человека интересен в любом случае. Фотопортрет способен уловить самые тонкие градации не только эмоций «модели», но движения времени. В свою очередь серия портретов позволяет почувствовать атмосферу определенного периода, эпохи. Как подметил на открытии выставки летчик-космонавт, Герой России, член-корреспондент РАН, председатель Союза фотохудожников России Ю.М. Батурин, «каждый из четырех фотохудожников подходил к своей работе по-своему. И, как всегда бывает, когда человек рассказывает о других — пишет ли, фотографирует или делает фильм — он рассказывает о себе». «Мы хотели, — подчеркнул инициатор и куратор проекта член-корреспондент РАН и академик Российской академии художеств А.Г. Толстиков, — на фоне уникальных работ прошлого показать и работы, выполненные нашими современниками, которые творят в эксклюзивном жанре психологического портрета ученого».
Классик отечественной фотографии Моисей Соломонович Наппельбаум (1869– 1958, см. фото вверху) осваивать профессию начал в 14 лет, но в полной мере дар его проявился и обрел всеобщее признание в 1910-х. В Петербурге на Невском проспекте он открыл собственную студию, которая — благодаря широте его интересов — стала одним из культурных центров столицы. Мастерству портретиста он учился, в частности, в залах Эрмитажа, глубоко знал и специфику фотографии как «рисования светом». «Необходимо, — писал он, — проникнуть в духовный мир человека, распознать его характер. Зачастую признаки характера раскрываются вовсе не в тех чертах и деталях, которые бросаются в глаза с первого взгляда». Его наследие сохранило для нас удивительно глубокие и выразительные моменты бытия крупнейших личностей тех лет — политиков, литераторов, художников, театральных деятелей, а также ученых. С 1938 г. он снимал их по договору с Лабораторией научно-прикладной фотографии и кинематографии АН СССР (ЛАФОКИ). В ее архиве и сохранились ценнейшие негативы работ Наппельбаума, выполненных примерно с 1935 по 1940 г. Он запечатлел, в частности, академиков П.Л. Капицу, А.П. Карпинского, С.И. Вавилова, филолога Б.М. Эйхенбаума и других деятелей науки.
М.С. Наппельбаум. Портреты академиков А.П. Карпинского и С.И. Вавилова
Некоторое время назад ЛАФОКИ возглавил Александр Эдуардович Маров (р. 1963, фото слева), до этого — портретист, известный прежде всего в арт-кругах, рекламных и «глянцевых» издательствах. Занявшись систематизацией фондов ЛАФОКИ, познакомившись с коллекцией стеклянных фотопластин с вышеупомянутыми негативами Наппельбаума, он решил продолжить «научную» линию в жанре психологического портрета, используя технику черно-белой пленочной фотографии. За несколько лет он создал свою серию портретов ученых, с успехом показал избранное на выставке «М. Наппельбаум, А Маров. Портрет науки на рубеже эпох». 25 мая, открывая новую экспозицию, А.Э. Маров заметил, что для него главное здесь «не столько художественные достоинства, сколько лица людей, которые сделали нашу страну цивилизованной и продолжают это делать. Интеллект, — продолжал он, — единственный неисчерпаемый ресурс нашей страны, который нужно беречь, помогать ему, или хотя бы не мешать».
А.Э Маров. Портреты академиков В.Л. Гинзбурга и Б.Е. Чертока
Григорий Михайлович Вайль (фото слева) родился в 1905 г. недалеко от Витебска, с 1924 г. работал в студии «Артфильм» Москино, в 1920–1930-х гг. — в различных организациях, в том числе и в издательстве «Искусство». В 1941–1942 гг., в эвакуации, он был фотохудожником при окружном Доме Красной армии в Свердловске. Снимал будни армии и видных военачальников, политиков и деятелей культуры, а в 1945 г., к 220-летию Академии наук, им была подготовлена выставка фотографий академиков. В частности, ему принадлежит последний прижизненный портрет В.И. Вернадского. В творчестве мастер развивал достижения классиков портретной фотографии – их внимание к человеческой психологии, работе со светом и т.д. В 1953 г., в период борьбы с «космополитизмом» Г.М. Вайль был осужден по статьям 58-10, ч.2 и 58-11 УК РСФСР, после реабилитации вернулся к своей работе, сотрудничал, в том числе, с журналами «Огонек» и «Советское фото», обучал мастерству молодых, одним из первых в СССР овладел цветом в портретной съемке. Его работы награждались по итогам крупнейших выставок. Дата его кончины неизвестна, последние его снимки на страницах печати датируются 1982–1983 гг.
Г.М. Вайль. Портреты академиков П.Л. Капицы и Н.Н. Семёнова
Четвертый автор выставки — Сергей Григорьевич Новиков (р. 1954, фото слева), чьи работы много лет украшают страницы «Науки Урала», — мастер, так же не чуждый самых разных жанров, но уже несколько десятков лет известный и почитаемый прежде всего как фотограф научной и образовательной элиты. Все время пополняется серия альбомов «Портрет интеллекта», фиксирующих для истории уже не только лица отдельных интеллектуалов, но в совокупности — портреты целых коллективов научных институтов и вузов. Ведь любой такой годами складывавшийся коллектив безусловно обладает «лица необщим выраженьем». Для Сергея Новикова важнейшим залогом успеха всегда является эмоциональный контакт между ним и человеком по ту сторону объектива, то есть верно взятый тон в общении, характерная «изюминка» личности ученого. «Я влюбляюсь в каждого, кого фотографирую, — признается он, — и у меня такое ощущение, что через камеру как бы начинаю лепить тот образ, который возникает при общении, иногда — в первое же мгновение».
Фотография и есть искусство сохранить мгновение в его первозданности. Большая коллективная экспозиция выстроила из таких мгновений если не на 100% объективный, то всегда — художественно оправданный образ эпохи, и даже не одной. Но основой остается все-таки портрет — лицо человека, с которым зритель остается наедине для внутреннего диалога. Это и цель, и средство, и оправдание столь богатого прошлого и столь многовариантного будущего художественной фотографии.
С.Г. Новиков. Портреты академиков А.М. Прохорова и А.П. Александрова
Е. Изварина
Год:
2017
Месяц:
июнь
Номер выпуска:
12
Абсолютный номер:
1158