Skip to Content

ЕСТЬ НОВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ

Биографическая справка

Вновь избранный президент Российской академии наук Александр Михайлович Сергеев родился 2 августа 1955 года в селе Бутурлино Горьковской области (ныне — поселок городского типа, Нижегородская обл.).
В 1977 году окончил радиофизический факультет Горьковского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ныне — Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, ННГУ) по специальности «радиофизика».
В 1982 году в Институте прикладной физики АН СССР (ныне — ИПФ Российской академии наук) защитил диссертацию кандидата физико-математических наук по теме «Самовоздействие и трансформация интенсивных электромагнитных волн в магнитоактивной плазме». В 2000 году там же — диссертацию доктора физико-математических наук (тема: «Нелинейные волновые процессы при генерации сверхкоротких оптических импульсов и взаимодействии сильных оптических полей с веществом»). В 2003 году был избран членом- корреспондентом, в 2016 году — академиком РАН. Член Отделения физических наук (физика и астрономия) Академии наук, член Совета РАН по космосу.
После окончания университета был принят стажером-исследователем в ИПФ АН СССР (Горький, ныне — Нижний Новгород). Затем работал младшим (1979–1985), старшим (1985–1991) научным сотрудником, заведующим лабораторией (1991–1994), заведующим отделом (1994–2001). С 2001 по 2015 год занимал должность заместителя директора ИПФ РАН, в 2001–2012 годах также возглавлял отделение института.
С 2015 года — директор Института прикладной физики РАН. Одновременно является заведующим отделом сверхбыстрых процессов и заведующим сектором моделирования сверхбыстрых оптических процессов Отделения нелинейной динамики и оптики ИПФ. По совместительству — профессор кафедры общей физики радиофизического факультета ННГУ.
Возглавляет группу российских ученых в проекте по детектированию гравитационных волн LIGO в США. В 2016 году участникам проекта была присуждена престижная премия Грубера по космологии, а также Премия по фундаментальной физике (учреждена российским бизнесменом Юрием Мильнером).
Член научно-координационного совета Федерального агентства научных организаций и совета Российского фонда фундаментальных исследований. Член редколлегии журналов «Успехи физических наук» и «Известия вузов — Радиофизика».
В июле 2017 года зарегистрирован кандидатом на пост президента РАН. Был выдвинут бюро Отделения физических наук, бюро Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления, бюро Отделения биологических наук, президиумом Уральского отделения, а также 240 членами РАН, согласно официальному сайту академии. 31 августа его кандидатура была согласована правительством РФ.
Александр Сергеев — ученый в области лазерной физики, фемтосекундной оптики (оптика сверхкоротких лазерных импульсов), теории нелинейных волновых явлений, физики плазмы и биофотоники (исследует взаимодействие света с биологической тканью). Под его руководством в ИПФ РАН был создан самый мощный в России петаваттный (10 в пятнадцатой степени ватт, или миллиард мегаватт) лазерный комплекс, разработаны новые способы применения фемтосекундного излучения для обработки материалов и медицины.
Автор и соавтор более 350 научных работ. Среди них — «К аналитической теории лазерных осветителей» (1980), «От фемтосекундных к аттосекундным импульсам» (1999), «Тераваттный фемтосекундный титан-сапфировый лазерный комплекс» (2001), «100-тераваттный фемтосекундный лазер на основе параметрического усиления» (2005), «Горизонты петаваттных лазерных комплексов» (2011), «ВКР-лазер с пикосекундной длительностью импульса, работающий в безопасном для глаз диапазоне» (2016) и др.
Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники (1999), Премии Правительства РФ в области науки и техники (2012). Награжден орденом Почета (2006).
Женат, имеет двоих детей. Супруга, Марина Дмитриевна Чернобровцева, — научный сотрудник ИПФ РАН. Дочь Екатерина — кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ИПФ РАН. Сын Михаил — сотрудник ННГУ.
На фото Сергея НОВИКОВА:
академик А.М. Сергеев выступает на заседании президиума УрО РАН
 
 
Двадцать первоочередных задач
(из предвыборной программы академика А.М. Сергеева)
1. Проведение инвентаризации научного комплекса страны с целью определения реального состояния его материально-технической базы, кадрового потенциала и уровня в сопоставлении с ведущими наукоориентированными и технологически развитыми странами.
2. Формулировка совместно с органами государственной власти научно-технической доктрины, базирующейся на реальном состоянии научного комплекса и определяющей потребности в проведении фундаментальных исследований на различных горизонтах развития страны, а также траекторию выхода из сегодняшнего кризисного состояния в науке и роль РАН в этом процессе.
3. Активное участие РАН в разработке новых федеральных законов о науке и образовании, в которых объективно учитываются роль и интересы РАН в социально-экономическом, научном, инновационном, технологическом и образовательном пространстве страны.
4. Реальное включение РАН в осуществление государственной научно-технической политики в рамках действующего правового поля посредством принятия подзаконных актов, регламентирующих порядок представления Академией наук инициатив, предложений и программ, рассмотрения их органами государственной власти и определения механизмов реализации.
5. Корректировка закона №253-ФЗ о РАН с целью изменения правового статуса Академии наук и обеспечения ей реальной возможности для научно-организационного руководства академическими институтами.
6. Четкое правовое разделение полномочий РАН и ФАНО, при котором РАН полностью отвечает за научную деятельность, а ФАНО — только за административно-хозяйственную; совмещение должности руководителя ФАНО с должностью одного из руководителей РАН.
7. Обновление работы РАН, включающее существенное омоложение состава президиума РАН, создание Совета старейшин, концентрацию работы президиума РАН на важнейших научно-организационных вопросах, перенесение центра тяжести прогнозной и экспертной работы в отделения и научные советы РАН, закрепление за каждым членом РАН набора его академических обязанностей.
8. Обеспечение демократических принципов функционирования РАН и формирования ее руководящих органов; совершенствование системы выборов в члены РАН на основе принципов главенства научных достижений кандидатов, гласности процедуры выборов, единства подходов и критериев к выборам в различных отделениях РАН.
9. Ликвидация растущей изоляции РАН от академических институтов, создание под контролем Академии наблюдательных советов для оказания содействия академическим институтам, восстановление прямого взаимодействия РАН с директорским корпусом, закрепление за Академией права согласования назначения и увольнения руководителей и исполняющих обязанности руководителей академических институтов.
10. Формирование сети представительств Академии наук во всех регионах, где работают институты РАН-ФАНО, с целью восстановления влияния РАН на пространстве страны, защиты интересов академических институтов в каждом регионе и усиления роли Академии наук в решении региональных задач в научно-технологической, образовательной, культурной и социальной сферах.
11. Реинтеграция РАН в народное хозяйство страны через ее участие в крупных наукоемких проектах и программах, в том числе в рамках Стратегии научно-технологического развития России; восстановление и упрочение связей РАН с ведущими научно-техническими корпорациями страны, использование объединенного потенциала трех государственных академий в составе РАН для выполнения крупных междисциплинарных проектов государственной важности.
12. Принятие межведомственной программы фундаментальных, поисковых и прогнозных исследований в интересах обороны и безопасности, в которой РАН и ФАНО определены в числе основных соисполнителей; усиление работ по специальной программе президиума РАН для укрепления обороны и безопасности.
13. Создание для учреждений РАН-ФАНО специального фонда «инструментализации» отечественной науки с объемом не менее 30 миллиардов рублей в год и с наполнением его в том числе за счет введения «налога на науку», взимаемого с прибылей сырьевых госкорпораций и крупных компаний. 
14. Организация трехуровневой системы государственной поддержки фундаментальной науки, построенной по схеме «от понимания через конкуренцию к лидерству», и обеспечение ее дополнительным к имеющемуся бюджетным финансированием не менее 60 миллиардов рублей в год, в том числе за счет неукоснительного выполнения майских указов Президента РФ.
15. Активизация деятельности по восстановлению позиций российской науки в мире посредством проведения политики «научной дипломатии»; более эффективное использование потенциала иностранных членов РАН; создание корпуса зарубежных профессоров РАН из числа наших соотечественников, постоянно работающих за границей и поддерживающих активные научные связи с российскими исследовательскими коллективами.
16. Активизация работы по обеспечению академического сектора науки кадрами на основе эффективного функционирования полной цепочки подготовки специалистов на пути «средняя школа — университет — аспирантура — научная школа»; возрождение программ интеграции академической науки и высшей школы и поддержки ведущих отечественных научных школ; создание академической аспирантуры и магистратуры.
17. Совместная работа с органами государственной власти и профсоюзами по обеспечению условий для результативной деятельности и социальной защиты ученых на всех этапах научной карьеры в ходе происходящего изменения системы трудовых отношений в исследовательских организациях, введения эффективных контрактов и оптимизации численности научных коллективов.
18. Постановка на государственном уровне вопроса о введении дополнительной пенсии за выслугу лет для докторов и кандидатов наук, проработавших в государственных исследовательских учреждениях более 25 лет.
19. Организация высококачественного медицинского обслуживания сотрудников академических институтов на основе соглашения с Минздравом РФ о выделении специальных квот учреждениям РАН-ФАНО медицинского профиля для проведения лечения, оплачиваемого из средств ФОМС.
20. Коренная перестройка информационной политики РАН на основе отказа от тактики осажденной крепости во взаимодействии с обществом; организация академического информационного агентства и современного пресс-центра, введение практики постоянной работы руководства РАН со СМИ.
  
Год: 
2017
Месяц: 
октябрь
Номер выпуска: 
18-19
Абсолютный номер: 
1162
Изменено 13.10.2017 - 11:46


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47