Skip to Content

С ЧЕМ ВЫХОДИМ НА РЫНОК ТРУДА?

На первом в году заседании Евразийского научно-исследовательского института человека обсуждалась одна из основных составляющих экономического роста — рынок труда, его проблемы и перспективы в России и, в частности, на Урале.
Кадровые вопросы на самых различных уровнях определяют конкурентоспособность, эффективность, устойчивое развитие и производства, и всех без исключения сфер жизни. Молодежный сегмент рынка труда, как наиболее мобильный и быстро адаптирующийся к обстоятельствам и переменам, тесно связан с вопросами образования и, конечно же, был в центре внимания участников круглого стола, по традиции проходившего в Уральском государственном экономическом университете. В повестку обсуждения вошли такие приоритеты совершенствования рынка труда, как реализация личности в цифровом обществе, бум крафтового производства, ключевые компетенции будущего, выявление и развитие талантов, новые нормативы определения пенсионного возраста и т.д.
Предваряя дискуссию, ведущий, президент ЕНИИЧ академик В.А. Черешнев обратил внимание на установившуюся уже тенденцию: «Высокопрофессиональная деятельность становится высокооплачиваемой, работодатели ценят прежде всего умение мыслить, умение обобщать и умение делать». Таковы в общих чертах и требования времени — периода перехода к VI технологическому укладу, плюс — по мере цифровизации — возрастание роли нового типа профессионала, условно обозначаемого как «компьютерный человек». «Новый мир, — подытожил В.А. Черешнев, — формирует и новые процессы. Все надо соизмерять, все надо знать, все надо слышать в самом себе». Есть над чем задуматься и вступающим в трудовую жизнь, и ответственным за воспитание, обучение, профориентацию.
Первым с докладом «Каузальность кадров и технологий в теории нового экономического роста Пола Ромера» выступил доктор экономических наук Д.М. Назаров (УрГЭУ, на снимке). Американский экономист, лауреат (совместно с У. Нордхаусом) Нобелевской премии 2018 г. «за интеграцию инноваций и климата в экономику роста» человеческий капитал связывает прежде всего с уровнем образования и кадровым потенциалом, при этом особое внимание уделяя конвергенции экономик развитых и развивающихся стран. Докладчик в свою очередь исследовал связь экономики знаний с мировым экономическим ростом, сравнил эффективность таких популярных в различных странах моделей, как трансфер человеческих ресурсов и трансфер технологий, и в целом призвал учитывать обилие, разнообразие и динамику факторов, влияющих на требования к подготовке современного специалиста.
От теории — к практике, и следующий доклад, подготовленный директором Института менеджмента и информационных технологий УрГЭУ А.Ю. Коковихиным, касался прежде всего реализуемых и уже реализованных научных рекомендаций в системе среднего специального технического образования, а конкретно — в подготовке кадров для Группы ЧТПЗ (Челябинского трубопрокатного завода). Базовым для проекта является принцип дуального обучения — когдатеоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на производстве. Требования к выпускнику-технологу сегодня возросли многократно, соответственно должно меняться и качество подготовки, содержание учебных программ. В повестке дня — как можно более ранняя профессиональная ориентация, использование on line технологий, воспитание корпоративной культуры, государственно-частное партнерство (как в данном случае, когда в единую цепь включены ЧТПЗ, Первоуральский металлургический колледж, школы, недавно открытый в Первоуральске детский технопарк, институт наставничества, заочное обучение). Модель уже не является только моделью — она действует и приносит результаты и, как заключил выступавший, будет внедряться и в других регионах.
Следующие две реплики прозвучали полемически. Кандидат философских наук, писатель В.П. Лукьянин напомнил, что теоретические построения экономистов часто не учитывают реальных условий их воплощения на практике. Он усомнился и в преимуществах крафтового производства (соответственно и оттока кадров в эту сферу), и в правильности формулировки из плана заседания круглого стола «Новый пенсионный возраст — компетенция мудрых»: все ли учли сегодняшние реформаторы? Член правления Российского союза промышленников и предпринимателей, доктор технических наук А.В. Сысоев перечислил пороки текущей финансовой политики и финансовой ситуации в стране, напомнил о так и не преодоленной в среднем низкой производительности труда и отставании в модернизации производства.
Столь же фундаментально неразрешимым (пока?) представляется и вопрос самореализации молодых специалистов — ему был посвящен доклад доктора экономических наук Р.А. Долженко (УрГЭУ) «Трудоустройство выпускников: соответствие профессии и работы (на примере Свердловской области)». Как сама жизнь, так и проведенное им социологическое исследование показывают, что часто «результат обучения мало связан с выбором профессии, а уровень подготовки выпускников не соответствует сегодняшним требованиям бизнеса». В процессе образования, по его словам, не учитываются действительно необходимые «за стенами вуза» навыки и компетенции, тогда как сегодня «сложному обществу нужны сложные люди». Исследования показывают, что в настоящее время на Среднем Урале 60% выпускников устраиваются на работу не по профессии. Среди причин — возможно, падение элитарности высшего образования в России по сравнению с СССР. Докладчик призвал качественно изменить подход к профориентации: учитывать не те цели, что на данный момент ставит перед собой абитуриент либо вуз, а то, что реально нужно экономике.
Выступивший следом политтехнолог и публицист С.А. Новопашин выразил настроения определенной части общества, озабоченной прежде всего спецификой «русского пути», непременно — в конфликте с западным миром. По его убеждению, чтобы в полной мере включиться в переход к VI технологическому укладу, «в себе (в подрастающем поколении, учащихся) нужно развивать то, в чем мы можем конкурировать с искусственным интеллектом, например — функции различения, в том числе и в сфере морали. Детей сегодня прежде всего нужно учить думать».
Итак, рынок труда (по крайней мере, каким он видится университетским специалистам) одновременно подвержен стихийным веяниям и руководим экономическими законами. Отчетлива тенденция к постоянному структурному усложнению как мировой, так региональной экономики, следовательно, и в большом, и в малом нужен системный подход, плюрализм мнений и методик — как, впрочем, и понимание текущего момента, реального положения вещей.
Е. Изварина.
Фото автора
 
Год: 
2019
Месяц: 
февраль
Номер выпуска: 
3
Абсолютный номер: 
1189
Изменено 19.02.2019 - 14:46


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47