Ru | En
СОХРАНИТЬ НАСЛЕДИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
К Международному дню памятников и исторических мест (Дню всемирного наследия), а также к отмечаемому в этом году 100-летию российской академической археологии в Екатеринбурге было приурочено открытие двух экспозиций в рамках единого проекта «Древнейшие памятники изобразительного искусства Урала и Сибири». Соорганизаторами акции стали Свердловское отделение российского Национального комитета Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС), Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, Уральский государственный архитектурно-художественный университет и местное отделение Союза архитекторов России.
Первой в Уральском центре развития дизайна открылась выставка «Петроглифы Хакасии». Абаканский ученый, кандидат физико-математических наук С.Г. Нарылков разработал упрощенный, но весьма эффективный метод эстампажа для воспроизведения на графических листах древних наскальных изображений. Более тысячи лет назад в Китае научились переносить изображение с рельефной поверхности трудоемким путем нанесения многих слоев черной краски на рисовую бумагу. Нарылков, участник одной из экспедиций к петроглифам III–II тысячелетий до нашей эры в Хакасско-Минусинской котловине, предложил ускоренный метод копирования, при котором современная белая акриловая краска накладывается рисовую бумагу черного цвета. Это позволило получать сразу позитивные изображения петроглифов, воспроизводя при этом и фактуру «фона» — поверхности камня, то есть раскрыть во всей красоте замысел первобытных художников.
Петроглифы создавались на заре бронзового века носителями Окуневской культуры — на каменных стелах высечены фигуры людей, животных, фантастических существ, предметы обихода и оружие, сцены охоты и войны, по стилю изображения близкие к символическому орнаменту. Дальнейшей ступенью развития этой графики ученые считают появление и распространение енисейской рунической письменности в VIII веке нашей эры. Выставку уже увидели жители Москвы, городов Центральной России, Сибири и Карелии.
Днем позже в актовом зале екатеринбургского Дома архитектора была презентована фотовыставка «Игнатиевская пещера: древние рисунки в опасности». Игнатиевская пещера — древнее палеолитическое святилище в Катав-Ивановском районе Челябинской области, крупнейшая в регионе подземная полость. Общая длина ходов в ней составляет более 800 м, площадь пола примерно 2000 кв. м. Пещера известна с конца XVIII в., но лишь в 1980 г. свердловскими археологами В.Т. Петриным, В.Н. Широковым, С.Е. Чаиркиным на ее стенах были обнаружены рисунки верхнепалеолитического возраста. С тех пор их выявлено и скопировано более 50 — выполненных красной и черной краской, сконцентрированных в Большом и Дальнем залах, датируемых ледниковым, или древнекаменным, веком (более 10 тысяч лет назад). Ранее на Южном Урале настолько древние изображения были найдены лишь в Каповой пещере (Башкирия-Башкортостан, 1959), а до этого единственной территорией с памятниками подобного рода была Приатлантическая Европа.
В «галерее» Игнатиевской пещеры представлены животные (мамонты, лошади, бык), фантастические и составные существа, антропоморфные фигуры, знаки (группы линий, различного рода пунктуации, меандры, крестообразные и стреловидные формы, «лесенки» и т.д.), отдельные линии и пятна краски. Также здесь были найдены более 1300 каменных изделий, охра и украшения, частицы угля от факелов, костные остатки, пыльца и споры растений. «Можно твердо считать изображения, расположенные вдали от входа и часто в труднодоступных местах, не связанными с простой прихотью древних людей украшать подземное пространство, — пишет в своей статье «Игнатиевская пещера: искусство ледникового века в опасности» старший научный сотрудник сектора археологии каменного века и археологического источниковедения В.Н. Широков, — Жить в пещерах можно только во входных частях… поэтому подземные залы и галереи имели священное значение и служили местом проведения неких сложных обрядовых действий».
За сорок лет, миновавших с открытия уникальных росписей, «массовые, — читаем в той же статье, — трудно контролируемые туристические потоки — до 1000 посетителей в день в летние месяцы — стали причиной серьезной деградации древних изображений и аварийного состояния объекта… Многие участки скальной поверхности несут следы механических повреждений, покрыты копотью и сажей, современными граффити». Остатки пищи в мусоре и другие органические вещества спровоцировали «появление в пещере большого количества микроорганизмов в виде различных плесневых грибов и актиномицетов [микроорганизмов, соединяющих в себе черты бактерий и грибов – Е.И.], угрожающих древним рисункам». Исследователи потребовали безотлагательных мер по исправлению такого положения. С февраля 2018 г. доступ в пещеру неспециалистов был прекращен. Сегодня защитники пещеры борются за включение ее в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (что, по словам В.Н. Широкова, и легло в основу концепции данного выставочного проекта). Экспозиция в Доме архитектора включала цветные снимки общего вида пещеры и ее залов, во множестве — наскальных рисунков и поверхности стен в ее теперешнем состоянии. Кроме того, специальные планшеты были посвящены результатам анализа красочных пигментов, приборам и методам, используемым при мониторинге и анализе физических и химических параметров состояния объекта.
В настоящее время сотрудниками институтов УрО РАН составлена программа комплексных научных исследований подземной среды и рисунков Игнатиевской пещеры, а также их сохранения. Программой намечены документирование и каталогизация рисунков, создание 3D модели пещеры как основы для ее мониторинга и дальнейших исследований, изучение микроклимата, гидрогеологии, микрофлоры внутри пещеры и экосистемы ее окрестностей и т.д.
Предполагается создать на прилегающей к пещере территории природного парка под названием «Серпиевский пещерный град», что способствовало бы переходу на новый, современный, уровень реконструкции и охраны объекта, после чего он может быть вновь открыт для посетителей. Пока же «красота спасает мир» — великолепные образцы палеолитической живописи призваны убедить посетителей фотовыставок в необходимости бороться за сохранение исторического наследия в первозданном виде.
Е. Изварина
На фото: стр. 6 — прорисовки хакасских петроглифов. Вверху — «священные небесные быки», определенные элементы фигуры соответствуют астрономическим календарным константам;
внизу — «Быргановский хищник». Оба петрогифа датируются концом III — серединой II тыс. до н.э.
Фигуры человека и лошади на нижнем снимке относятся уже к скифо-сибирской эпохе, на тысячу лет позднее.
На с. 8 — вверху рисунок лошади красного цвета на стене Колонны в Большом зале Игнатиевской пещеры; в центре — Рисунок лошади чёрного цвета на потолке Дальнего зала Игнатиевской пещеры, внизу «нерукотворная икона» – кальцитовый натек в виде «Марии с младенцем» с иконами и подношениями у стены Дальнего зала Игнатиевской пещеры.
Год:
2019
Месяц:
июнь
Номер выпуска:
12
Абсолютный номер:
1196