Skip to Content

В ПОИСКЕ ВАРИАНТОВ

В президиуме УрО РАН прошло совещание по вопросу создания базовых школ РАН в Свердловской области. Представители институтов рассказали директорам и завучам учебных заведений о возможных форматах сотрудничества. И хотя обе стороны проявляют друг к другу взаимный интерес, по итогам встречи обозначен ряд сложностей, мешающих осуществлению проекта в полном масштабе. 
Напомним, что базовые школы РАН — совместный проект Академии наук и Министерства просвещения РФ, цель которого — создать максимально благоприятные условия для выявления и обучения талантливых детей, ориентировать их на успешную карьеру в области науки и высоких технологий, что в конечном итоге должно способствовать развитию интеллектуального потенциала регионов и страны в целом. В Свердловской области в проекте задействованы 4 образовательных учреждения: екатеринбургские гимназии №2 и №9, лицей №110 и нижнетагильская политехническая гимназия.
Встреча началась с кратких презентаций от представителей академических институтов. Институт математики и механики, имеющий давний опыт работы со школьниками, предлагает свою помощь в «залатывании дыр» по профильным предметам и подготовке к олимпиадам. Сотрудники институтов физического направления готовы читать научно-популярные лекции, давать консультации и руководить исследовательскими проектами учеников. Институт высокотемпературной электрохимии готов принять ребят с экскурсиями по выставке достижений и лабораториям. Институт экологии растений и животных имеет опыт проведения ознакомительных курсов для школьников и молодежных конференций. В Ботаническом саду уже опробованы лекции по травологии, функциональным продуктам питания, экологии, организмам-паразитам и особо охраняемым зонам. В Уральском аграрном научно-исследовательском центре существует малая ветеринарная академия, где учащиеся могут познакомиться с домашними животными, изучить вопросы их содержания, кормления и разведения.

Директора и завучи гимназий и лицея с интересом слушали выступления докладчиков, судя по задаваемым вопросам, выбрали заинтересовавшие их темы и буквально рвались пригласить ученых в свои учреждения. Представитель управления образования Екатеринбурга Татьяна Кудинова также отметила, что информация была полезной и исчерпывающей.
Итоги подвела начальник управления научными исследованиями Отделения, член комиссии РАН по реализации проекта базовых школ в Свердловской области кандидат химических наук О.А. Кузнецова. По ее словам, проект запущен и уже определены его участники, но есть ряд сложностей, которые еще предстоит решить. Во-первых, это отсутствие финансирования: в нынешнем году его не было, поэтому необходимо определиться с перспективами на будущий год. Второе препятствие носит законодательный характер: например, чтобы сотрудники академических институтов могли вписаться в образовательный процесс, у них должно быть педагогическое образование. Известно также, что школы проявляют особый интерес к проведению учащимися проектных работ на базе институтов. Но здесь есть трудности, связанные с требованиями техники безопасности. По закону лицо до 18 лет не только не имеет права участвовать в эксперименте, но и находиться в лаборатории не может.
Названные препятствия пока мешают создать единую и хорошо отлаженную систему взаимодействия школ и академии. Но, как заверила Ольга Александровна, это не значит, что от каких-то форм сотрудничества придется отказаться. Уральское отделение полностью участвует в проекте, каждой подшефной школе назначен куратор, к которому можно обратиться с предложениями и в индивидуальном порядке решить, на каких условиях ученые будут работать со школьниками.
Павел КИЕВ
Фото автора
 
 
Год: 
2019
Месяц: 
ноябрь
Номер выпуска: 
23
Абсолютный номер: 
1204
Изменено 29.11.2019 - 15:16


2012 © Российская академия наук Уральское отделение
620990, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
makarov@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47