Skip to Content

УЧИМ ДУМАТЬ

«Точка опоры» — так называется проект, в октябре нынешнего года запущенный по инициативе члена-корреспондента Игоря Некрасова в Институте электрофизики УрО РАН совместно с Институтом бизнеса и информационных технологий. Сюда приходят школьники 7–10 классов, чтобы постигать физику и математику как науки. Главный научный сотрудник ИЭФ УрО РАН, профессор кафедры электрофизики Физико-технического института УрФУ И.А. Некрасов имеет двадцатилетний опыт преподавания физических дисциплин в вузе, а также популяризации науки: он читает научно-популярные лекции в школах Екатеринбурга, фонде «Золотое сечение», Ельцин-центре, лектории «Главный проспект», Информационном центре по атомной энергии Росатома, лектории УрО РАН и на других площадках. Вот что сказал о новом проекте его автор:
— Мы разработали дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Дети-физики», которая направлена на более глубокое в сравнении со школьными стандартами изучение физики и необходимой для этого математики, детальную проработку внутренней логики физико-технических дисциплин, алгоритмов решения физических задач и проведения физических экспериментов и шире — на профессиональную ориентацию, самоопределение старшеклас-сников. Мы учим их находить физические эффекты во всем, что нас окружает, понимать, как они работают и по возможности пользоваться ими. Мы показываем, что каждый может сделать экспериментальную установку из подручных материалов, и не одну, «примерить» профессии физика-теоретика, физика-экспериментатора, инженера и конструктора. Ребята приобретают исследовательские навыки, а главное, учатся думать, как должен уметь думать современный образованный человек, самостоятельно ставить вопросы и находить обоснованное решение.
Я и мой коллега, сотрудник лаборатории физической электроники ИЭФ УрО РАН, кандидат физико-математических наук Илья Музюкин ведем занятия в специально оборудованном классе, но не только. Мы организуем для наших учеников экскурсии по нашему институту. Они уже побывали, например, в лаборатории квантовой электроники, где аспирантка Анна Макарова продемонстрировала несколько экспериментов, основанных на эффекте люминесценции, в том числе показала, как при помощи портативного электронного ускорителя отличить ювелирный рубин от полудрагоценной шпинели и цветного стеклышка. А в лаборатории электронных ускорителей будущие физики ознакомились с уникальным оборудованием, о котором рассказал его разработчик академик Валерий Шпак. Они увидели компактный линейный ускоритель электронов — устройство, умещающееся в маленьком чемоданчике, но способное выдавать в импульсном режиме напряжения, сравнимые с параметрами промышленных линий электропередач, и мощность, равную мощности блока крупной электростанции.
— Что побудило вас начать систематические занятия со школьниками?
— Как преподаватель и председатель ГЭК (государственной экзаменационной комиссии) в Физико-техническом институте УрФУ я наблюдаю постоянное снижение качества вузовского и школьного образования на фоне пафосной риторики, внедрения суперсовременных образовательных программ и подходов. Во-первых, это связано с тем, что старшеклассники не умеют думать, не обладают критическим мышлением. Не умеют проверять корректность своих и чужих мыслей, достоверность информации, прежде чем применять ее для самостоятельного решения жизненных или ситуативных задач. Сейчас в нашем очень сложном мире постоянно приходится делать выбор, требующий научных знаний, — выбор прививок, выбор лекарств, выбор образовательных организаций, выбор финансовых организаций и т.д. Школьников этому просто не учат. Умение думать не приходит само по себе — это навык, который надо специально тренировать. В этом смысле освоение физики — прекрасный тренажер. Во-вторых, на физические специальности (и не только) часто приходят случайные, немотивированные люди, которым просто хватило баллов, чтобы поступить. Причем их практически невозможно отчислить за неуспеваемость, не испортив статистику и не поставив под угрозу финансирование кафедр. Таким образом эти студенты дотягивают до 4 (6) курса и даже защищают дипломы. Они уверенно выступают на защите с красивой презентацией, но стоит задать им пару вопросов на понимание, напрямую связанных с их темой, и обнаруживается, что «дипломники» элементарно не знают физики. А ведь на защите и на госэкзаменах настоящий молодой специалист должен подтвердить свою профпригодность как инженера-физика. Именно такая специальность раньше значилась в дипломе выпускника физико-технического факультета. Теперь же мы читаем там: «освоил основную образовательную программу бакалавриата (магистратуры), присвоена квалификация бакалавр (магистр) по направлениям подготовки». Удивительно, но у современного выпускника нет специальности, нет профессии — он просто прошел программу. И по дороге приобрел «портфолио» из квазинаучных мантр: участник научных конференций, участник гранта, автор или, чаще, соавтор статьи в рецензируемом журнале. Однако уровень студенческих конференций невысок, статьи несамостоятельны и опубликованы в каких-нибудь платных журналах или заштатных вестниках. Зато отчетность великолепная — студенты активно занимаются «научной работой», а то, что они не получают систематического физического образования, а зачастую даже не вынесли необходимого набора сведений из общеобразовательной школы, что у них не сформировалась научная картина мира, никого не волнует. Как говорится, приобрели «компетенцию-квалификацию» нажимать кнопку на приборе или компьютере без понимания, для чего и зачем.
Справедливости ради надо признать, что встречаются молодые люди, которые сознательно стремятся получить качественную профессиональную подготовку, стать квалифицированными специалистами. Снизу желание учиться есть, а вот сверху желания хорошо и массово учить людей нет. К сожалению, на государственном уровне на данный момент отсутствует массовый запрос на квалифицированные кадры, хотя сегодня страна в них нуждается, как никогда. Причем необходимо готовить их именно в массовом порядке, а не только ориентироваться на особо одаренных детей (их еще кто-то должен отобрать), количество которых ограничено и определяется, кстати, образовательным уровнем всех остальных граждан. У того, кто получил качественное высшее образование, должна быть гарантия трудоустройства по специальности, что обеспечивалось в советское время. Сейчас же выходит, что студент отучился 4 или 6 лет за государственный счет и сгинул в неизвестном направлении, вместо того чтобы приносить реальную пользу стране за то, что она его выучила. Впрочем, рассуждать об этом можно долго, но особого смысла нет. Лучше сосредоточиться на том, что ты реально способен сделать. Мы можем научить желающих основам физики как науки, научить думать, этим и занимаемся.
Е. Понизовкина
На фото вверху — занятие со школьниками ведет И.А. Некрасов;
на фото внизу —
академик В.Г. Шпак рассказывает 
о достижениях и оборудовании лаборатории электронных ускорителей
Год: 
2022
Месяц: 
декабрь
Номер выпуска: 
24
Абсолютный номер: 
1262
Изменено 15.12.2022 - 14:01


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47