Skip to Content

МНОГООБРАЗИЕ ЖАНРА

К 70-летнему юбилею Сергея Новикова петербургским издательством «Людовик» выпущен двухтомник избранных работ фотохудожника. Первый — «Новиков. Явление мастера» — посвящен творческому пути, становлению фотографа до того, как он пришел к своему уникальному жанру. Второй том «Новиков. Явление лица» — краткая выборка из огромной работы, проделанной за последние сорок лет, если не в частенько приписываемой ему роли «фотохудожника Академии», то по крайней мере, в роли фотохудожника, выбравшего объектом своего творчества круг интеллектуальной элиты страны, по преимуществу академической. Хорошо известный нашим читателям по серии альбомов «Портрет интеллекта» дуэт Сергея Новикова и петербургского журналиста и издателя Виктора Радзиевского как всегда, добился безукоризненного результата.
Первый том — это не просто воспроизведение удачных работ, сделанных еще студентом или начинающим художником. Он дает нам возможность взглянуть на творчество Сергея Новикова гораздо глубже. И дело не только в том, что и до прихода на работу в Академию у него были несомненные творческие удачи, значимые выставки, профессиональные награды (если мы сейчас о них редко вспоминаем, то лишь потому, что они перекрыты последующими достижениями, которые ближе к нам по времени и тематике). На самом деле работы раннего периода дают ключ к пониманию становления уникального портретного жанра, созданного фотохудожником и получившем точное название «портрет интеллекта». Без фундамента техник и приемов первого тома сегодняшние творческие успехи Сергея, по-видимому, были бы недостижимы.
Почему-то считается, что Сергей Григорьевич замкнулся в узком жанре портрета, пусть даже став в нем одним из общепризнанных лидеров. Однако портреты Новикова удивительно многообразны и не схожи между собой — каждый портрет становится самостоятельной и уникальной работой. Дело здесь не только в глубоком и точном психологическом проникновении в личность ученого: ведь это проникновение должно быть адекватно выражено доступными художнику средствами. Да, художник сознательно отвергает работу с цветом, сосредотачиваясь на свете и тени, но в этом нет ничего удивительного — мы же не требуем от скульптора, чтобы он обязательно раскрашивал мрамор и бронзу (хотя, кстати, древние греки именно так и поступали)? Да и сам портрет может быть разным: есть портрет официально-казенный, есть постановочный портрет «с предметом», есть портрет в интерьере, семейный портрет…
И все это совершенно не похоже на то, что делает Сергей Новиков. Потому что он действительно снимает портрет интеллекта. А интеллект не терпит статичности формы, официальщины изображения и внешней похожести. Фото на паспорт и Доску почета терпят, а интеллект — нет. В этом альбоме есть даже работы, где и лица-то толком не видно, зато огромную роль играют взгляд и руки героя, создающие полноценный образ.
Должен признаться, я сам был удивлен отбором работ для второй части альбома. Казалось бы, тесно сотрудничая с Сергеем Григорьевичем — бесчисленное количество его отпечатков я сканировал для нашей газеты за тридцать лет, ведь практически в каждом номере «Науки Урала» можно встретить хотя бы один снимок Новикова — я полагал, что достаточно хорошо представляю корпус портретов ученых. Однако авторы далеко не всегда включали в альбом самые известные работы, запомнившиеся многим из нас. И вот это вроде бы непринципиальное «смещение» концепций построения альбомов серии «Портрет интеллекта» и биографического двухтомника придает взгляду фотохудожника особую теплоту и личностный, авторский акцент.
Особо хочу отметить композицию книги. Казалось бы, задача тривиальная: первый том — ранние работы, поиск своего лица и места, второй том — зрелое творчество, общепризнанная известность. Добавляем тексты рецензий и отзывов великих людей, записи бесед с автором, и все — книга готова. Однако Виктор Радзиевский так точно выстроил драматургию визуального ряда и рассказа, что постепенно приходит понимание: жанровое разнообразие первого тома переплавилось в авторское видение внутреннего разнообразия портретов второго. Пейзаж, жанровый снимок и еще полдюжины форм у Новикова никуда не делись, не пропали, они просто ушли внутрь его понимания портрета, сконцентрировались в нем, добавив новые выразительные возможности.
Повезло ли Сергею Новикову, что он связал свои жизнь и творчество с Академией? Повезло ли Академии, что у нее есть Сергей Новиков? По-моему, это обоюдная удача.
Андрей ЯКУБОВСКИЙ
От редакции: коллектив «Науки Урала» от всей души поздравляет Сергея Григорьевича с юбилеем, желает ему крепкого здоровья и острого творческого взгляда! Мы надеемся на продолжение нашего сотрудничества на благо Академии.
 
Год: 
2024
Месяц: 
апрель
Номер выпуска: 
8
Абсолютный номер: 
1288
Изменено 02.05.2024 - 11:10


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47