В прошлом году в московском издательстве «РИПОЛ классик» вышла книга научного сотрудника Института философии и права УрО РАН кандидата политических наук Дмитрия Давыдова «Посткапитализм и рождение персоналиата», вызвавшая немалый интерес не только специалистов, но и всех, кого волнуют векторы развития человечества. Речь в ней ни больше ни меньше, как о том, что мир движется к новой антагонистической общественной формации с возвышением совершенно нового класса. А недавно статья Дмитрия на ту же тему выиграла конкурс на лучшую публикацию журнала «Социологические исследования» в номинации «Новые идеи в специальных социологических теориях». Если учесть, что «СоцИс» — ведущий в своей сфере академический отечественный журнал, идеи Давыдова как минимум достойны представления более широкому читателю.
— Дмитрий, персоналиат — это ваш термин? Как вы к нему пришли?
— Да, термин мой. Свою научную работу я начал с изучения перспектив марксизма, первая моя книга называется «Личность и государство в терниях посткапитализма». В ходе работы над ней меня интересовали проблемы отчуждения, концепции посткапиталистического общества, «коммунизма знаний», модные ныне представления о том, что будущее — за неким новым креативным классом, создающим знания и другие творческие продукты, которые станут бесплатно распространяться и превратятся в общее достояние. Таких представлений великое множество. Например, известный обществовед Александр Бузгалин постоянно пишет о том, что наш завтрашний день — время писателей, поэтов, ученых, то есть творчества, творчества и творчества. Технологический бэкграунд, или предпосылки для этого — разного рода экономические трансформации: автоматизация производства, освобождающая людей от физической работы, переход к нематериальным, «абстрактным» видам деятельности и соответственно расширение сферы креативного труда. На этом фоне появилась масса утопий: мол, давайте платить всем базовый доход, введем налог на роботов или нечто подобное, сократим рабочую неделю, и все будет прекрасно — постепенно у большинства появится масса свободного времени для самоорганизации и самовыражения, и будет формироваться глобальное «посттрудовое» общество творцов. Изучая все это, я задался вопросом — а не может ли здесь быть некоего набора фундаментальных проблем? Ведь на словах любая утопия замечательна, но когда начинаешь углубляться в конкретные сферы, выясняется, что все далеко не так просто. И оказалось — проблем и противоречий настолько много и они так глубоки, что можно с большой долей вероятности предположить: движемся мы вовсе не в сторону какого-то идеала и освобождения, а к новой антагонистической формации. Вслед за капитализмом в обществе возникает новое разделение, расслоение, отчуждение с новыми формами неравенства, классовой борьбы. Гипотеза эта не оригинальна, намеки на нее у обществоведов были и ранее, в своей книге я только систематизировал накопившийся материал и нашел имя потенциальному господствующему классу. Так появился термин «персоналиат».