Ru | En
Определение Герцена, или 200-летний юбилей как вызов
В начале года кафедра философии ИФиП УрО РАН вновь собрала ученых и философов на «круглый стол». На этот раз центром обсуждения стала фигура А.И. Герцена — известного русского философа, писателя, публициста, общественного деятеля, которому в прошедшем году исполнилось бы 200 лет. Руководил встречей доктор философских наук, заведующий кафедрой философии ИФП УрО РАН Ю.И. Мирошников, участвовали докторы наук Д.В. Пивоваров и Н.В. Бряник (УрФУ), В.Д. Шмелев (УГЛТУ), М.М. Шитиков, (УрГГУ), Е.К. Созина (ИИиА), В.Ю. Ирхин (ИФМ), кандидаты наук А.С. Луньков (ИФиП), С.В. Токмянина (ИФиП), С. В. Оболкина(ИФиП), В.Т. Маклаков (УрФУ), В.П. Лукьянин (Вестник УрО РАН).
Как это ни удивительно, но проблемы XIX века до сих пор волнуют наши умы настолько, что участники этого «круглого стола» так и не смогли сойтись на сколько-нибудь компромисной позиции. В результате появилось два авторских текста, один из которых — В.И. Лукьянина — будет опубликован во 2-м номере «Вестника УрО РАН», а другой предлагается вниманию наших читателей на страницах «Науки Урала».
Наше обсуждение по истечении юбилейного года интересно хотя бы тем, что позволяет оглядеться и оценить происходящее «российское» «на фоне Герцена». Здесь важно учесть контекст «круглой даты». Сказать, будто она стала общественным событием — прикусить себе язык. Политональное — от полного неведения, небрежения и скепсиса до поклонения — отношение к Герцену в этот период стало особенно зримо, поставило вопрос нового прочтения, понимания — определения Герцена. А сам юбилей предстал для российского общества датой, если угодно, «вызывающей», словно оскоминный вопрос «что делать?» приобрел вариацию «что делать с Герценом?».
После его твердого и удобного стояния в советской ценностно-идеологической матрице «русских револю-ционеров-демократов — предшественников Октября», заданной неумолимыми суждениями Ленинской статьи «Памяти Герцена» столетней давности (кстати, юбилейной), сегодня появилась диаметрально противоположная формула. В «герценовском» номере журнал «Огонек» вынес на обложку определение «Диссидент № 1», т. е. родоначальник диссидентского движения от 60-х ХIХ в. до наших дней. И, понятно, почему: 200-летие великого соотечественника совпало с массовыми протестными акциями в Москве в связи со «странностями» последних парламентско-президентских выборов. Конечно, сразу и точнее всего реагирует язык — в русском интернете, вероятно, как эквивалент «Колоколу» появилось выражение «Сетевой Герцен». А далее можно проводить параллели между оппозиционерами прошлых лет и характерными лицами нынешней протестной волны: С. Перовская — К. Собчак, А. Марченко — С. Удальцов, В. Буковский — А. Навальный, — как это делает журнал. Ему вторит на You Tube В. Новодворская — «Нужен новый Герцен». Приехали! Вот и юбилей, вот и ответ на поставленный вопрос. Казалось бы, хрестоматийный символ борьбы с самодержавием становится символом противостояния сложившемуся образу новой российской государственности. Очевидно, на таком фоне Герцен выглядит фигурой неудобной, даже опасной, потому не вписывается в официальный идеологический мейнстрим. Такой Герцен (и Герцен вообще) нам не нужен: эмигрант, оппозиционер, Лондон… лишние ассоциации. Наверное, примерно так рассуждал и Александр II, сначала держа в Зимнем «Колокол» за настольную книгу, а после начала реформ 1861 г., читая «колокольную» критику их непоследовательности и не введя свободу слова, закрыл возможность возвращения Герцена в Россию. История вернулась — полюса сошлись.
А что между ними, скажем, в профессиональном сообществе? Любопытное наблюдение из недавнего личного опыта. Предложив на своей кафедре философии в конце минувшего года заманчивый проект обновить зависевшуюся с советского времени галерею великих философов прошлого, которая в русской части, естественно, включала и Герцена, я на вопрос «кого сохранить, кого добавить?» получил 7 голосов «за» Герцена и 8 — «против». Профессиональное сознание (на уровне одной кафедры) раскололось, оно — в неопределенности. Чуть-чуть большинство предпочло вывести трудноопределимую фигуру Герцена «за скобки», в некую «ничейную зону». Кто вы, Александр Иванович? — спрашивает возможный отвечающий. Философ? — не философ; материалист? — не материалист; атеист? — не атеист; писатель? — не писатель; западник? — не западник; либерал? — не либерал, радикал? — не радикал, и т.д. Все привычные определения не срабатывают.
Так что же, наконец, делать с Герценом? Ставить о нем спектакль! Такой неожиданный ответ — «бывают странные сближенья» — пришел с «туманного Альбиона». И существенно, что он имеет не политическое, а эстетическое и художественное разрешение. Так еще до «круглой даты» — и это самое интересное — произошло, на мой взгляд, главное событие герценовской Одиссеи наших дней. В 2002 году живой классик современной словесности, английский драматург Том Стоппард закончил огромную трехчастную пьесу «Берег утопии» (Путешествие. Кораблекрушение. Спасение / Выброшенные на берег) с немалым числом персонажей русской жизни и истории Х1Х века. Персонажей известных и скрытых историей, мужчинах и женщинах, ищущих счастья, верящих в идеалы, связанных семейными и родственными узами, симпатиями, изгнанием и эмиграцией, чувствами и страстями, надеждами и разочарованиями. Среди них — М. Бакунин, В. Белинский, П. Чаадаев, И. Тургенев, Н. Станкевич, Т. Грановский, Н. Чернышевский, И. Аксаков, К. Маркс, Н. Огарев, две Наталии — Захарьина-Герцен и Огарева-Тучкова, многие другие. В центре такого сплетения — Александр Герцен, убежденный, сомневающийся, размышляющий, страдающий, живой человек. Слово «утопия» в названии имеет двойное наполнение: это не столько область социальных/социалистических проектов и прожектов, сколько экзистенциально-антропологическое устройство, связанное с естественной человеческой настроенностью увидеть идеал в жизни, соединить их в органике личного счастья и общественного блага. И как в таком путешествии без «кораблекрушений»!? — Метафора, подсказанная фактом гибели матери и глухонемого сына Герцена в Средиземноморье. Такова головная тема Герцена и трагичность его пути у Стоппарда. Этим он и привлек разномастную аудиторию.
После двух лет подготовки на сцене Российского Молодежного театра (реж. Алексей Бородин) в 2007 г. состоялась московская премьера пьесы. Небывалая постановка из 3-х спектаклей в течение дня, каждый из которых имеет свою драматургию, целостность и может смотреться отдельно, поставленная в классической стилистике, имела большой резонанс, разнообразную прессу, получила немало театральных и других премий. Была дважды, в 2011 и 2012 гг., показана на телеканале «Культура», когда, заметим, основные российские телеканалы прошли мимо фигуры великого соотечественника, одной головокружительной биографии которого хватило бы не на один сериал.
...Зал полон, «ложи блещут», в них много молодых и просто известных лиц. Вот в камеру попадает лицо жены уже бывшего президента. Возможно, и «первые лица» недалеко, все-таки интересуются Герценом? Смотрел же не раз «отец народов» и «эффективный менеджер» булгаковские «Дни Турбиных» (прежде чем их «прикрыть»).
«Русская тема» в творчестве драматурга — вещь не случайная, имеющая свои корни: ранее были сюрреалистическое «Травести» (1975) с мотивами пребывания Ленина в Швейцарии и «До-ре-ми-фа-соль-ля-си-Ты-свободы-попроси» (1978) с аллюзиями советского диссидентского движения. В одном из многочисленных интервью российским изданиям Стоппард, в частности, вспоминает книгу британского философа Исайи Берлина «Русские мыслители» (с главой о Герцене), которая открыла современному англоязычному читателю русскую философию и тиражи которой возросли в связи с двумя первыми — в Лондоне и Нью-Йорке — премьерами его пьесы. И делает знаменательное признание: «Каждый британский интеллектуал пьет из источника русской культуры».
Так произошло современное «возвращение Герцена» на Родину — через Англию. Как говорил легендарный Бендер, «заграница нам поможет». И помогла. Герцен вернулся не в амплуа борца с режимом, «пламенного революционера» и т.п. Стоппард своей пьесой как бы «обнулил» идеологические сражения вокруг этого имени на отечественной почве, возвратил «нашего героя» в ткань повседневности, обратившись к неизвестным, частным страницам его биографии. В итоге увидел масштаб личности-Личности, что наиболее впечатляет в образе автора его главной книги «Былое и думы», который созвучен принципу личности-Персоны у Бердяева, если вспоминать философскую автобиографию «Самопознание». Вот он, Герцен — свободное «лицо» (любимое его слово), «русский человек на rendez-vous». С Европой, своим Отечеством, собственной жизнью.
В.Т. МАКЛАКОВ,
кандидат филосософских наук, кафедра философии Института фундаментального образования Уральского Федерального Университета
Год:
2013
Месяц:
май
Номер выпуска:
11-12
Абсолютный номер:
1078