Ru | En
"ТАЛАНТЛИВЫЕ ДЕТИ НАДЕЖДЫ ПОДАЮТ..."
1 июня, в Международный день защиты детей, в Уральском государственном экономическом университете состоялось очередное заседание Уральского Института человека на тему «Одаренные дети как социокультурный феномен».
Предваряя дискуссию, ведущий круглого стола академик В.А. Черешнев обозначил круг вопросов, возникающих вокруг феномена «детей индиго». Интересно, что выдающиеся способности в раннем возрасте сравнительно часто отмечаются в таких областях, как искусство, литература, спорт, тогда как в политике, военном деле, экономике примеры практически отсутствуют. Но главная загадка (и задача) — даже не само это явление, а то, как его взять под контроль, воспроизвести, а также — возможно ли осуществить продуктивную коллективную деятельность людей, каждый из которых сам по себе — феномен одаренности? Оказывается, возможно. По словам В.А. Черешнева, доказательство — услышанное им в Перми выступление симфонического оркестра под управлением Теодора Курентзиса: каждый из музыкантов — обладатель высоких профессиональных наград, и тем не менее достигнуто уникально слаженное звучание и следование дирижерской интерпретации.
Практически все последовавшие выступления постоянных участников и гостей Института человека касались сферы образования применительно к заявленной проблеме. Ректор УрГЭУ М.В. Федоров презентовал собравшимся Евразийский экономический форум молодежи, вот уже 4 года собирающий «под крылом» этого вуза именно юных, способных, амбициозных, неравнодушных к своему будущему молодых людей. По убеждению М.В. Федорова, один человек, которого таким вот образом «нашли» (то есть позволили реализоваться в полной мере), способен перевернуть мир. С другой стороны, Екатеринбург при должном вложении сил и средств в Форум немало бы выиграл, став молодежной столицей Евразии — «что особенно важно, поскольку мир сегодня стремительно «молодеет», 3 миллиарда землян — это люди до 25 лет».
Диссонансом по отношению к интонации несколько излишней восторженности в предыдущих выступлениях прозвучали тезисы доктора философских наук С.Н. Некрасова. Но тем они и показались мне интересными. Он призвал относиться к «феномену гениальных детей» как, в определенной мере, к продукту социальной мифологии. То есть явление активно обсуждается, но что — в действительности? Не раз в истории, в том числе и в нашем Отечестве, предпринимались, например, попытки отбора особо одаренных учеников. Но результаты можно оценить неоднозначно. Так, выпускники советских спецшкол в немалом количестве пополнили ряды эмигрантов. То есть, по-видимому, в систему их воспитания не закладывалось понятие о патриотизме. (Позже, завершая дискуссию, В.А. Черешнев отметил, что плачевные результаты имели и евгенические попытки в Третьем Рейхе — средняя продолжительность жизни выпускников гитлеровских особых школ для «истинных арийцев» составила 40 лет).
Также С.Н. Некрасов подчеркнул опасность нынешнего всеобщего стремления «быть как дети». Да, в определенном смысле (доброта, открытость мировосприятия) это замечательно, но сегодня всюду отмечается недостаточная «взрослость» среднестатистического члена общества: безответственность, незрелость миропонимания, личности, убеждений: «Люди должны быть взрослыми — прежде всего социально адаптированными и социально активными… Одаренные дети нас не спасут, а вот обыкновенные, развивающие свои способности в соединении с опытом старшего поколения — вполне возможно», — заключил оратор.
С тем, что надо развивать и «средние способности», совершенствовать традиционные формы образования, согласились и другие выступающие, подчеркивая при этом и роль личности педагога. «Ребенок — чудо, одаренность — чудо, жизнь — чудо. Только не загубите — и тогда этого чудесного источника хватит на всех» — подытожил свое выступление доктор философских наук А.Г. Кислов. Его коллега С.З. Гончаров вспоминал сравнительно недавние годы — воспитание будущей интеллектуальной элиты в Томске, где действительно присутствовали «престиж красивых чувств, высокого ума, соревновательность, пробуждающая скрытые резервы».
Представитель Екатеринбургской епархии о. Александр говорил о главенстве нравственных ценностей как в иерархии способностей, так и в воспитании: «Самое главное — любовь, честь, способность развивать и взращивать культуру вокруг себя — призванность к этому надо почувствовать в себе». В церковном обиходе есть понятие литургии — «общего дела, куда каждый привносит и свою личность, соработничества друг с другом и с Богом». По сути литургическим должно быть и любое деяние на благо общества, в том числе и воспитание. Кандидат педагогических наук Л.А. Кленов присовокупил к нравственным приоритетам экологические: «Время технологической цивилизации заканчивается. Одаренность детей по определению — фактор биогенного пути развития», то есть развития человечества гармонии с законами природы.
В целом разговор за круглым столом показал заинтересованность общества на самых разных уровнях и в разных сферах в своевременном обнаружении и сохранении выдающихся способностей у детей, но также и в совершенствовании всей системы образования и социализации. В современном мире все взаимосвязано — так и в проблематике Института человека «детские» вопросы невозможно отделить от «взрослых».
Е. ИЗВАРИНА
Фото автора