Ru | En
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ РАЗНЫМИ?
2–5 июля Екатеринбург впервые стал местом дислокации Конгресса антропологов и этнологов России. Одиннадцатый по счету, проводимый в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)», форум под названием «Контакты и взаимодействие культур» объединил свыше 1000 участников — авторитетных специалистов в области антропологии и этнологии более чем из 20 стран и 80 городов мира. Предметом обсуждения стало прошлое, настоящее и будущее больших и малых народов из разных уголков земного шара. Значительная часть докладов участников конгресса была посвящена народам Урала, Поволжья, Сибири и Российской Арктики. Организаторами выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Институт истории и археологии УрО РАН и Уральский федеральный университет им. Первого президента России Б.Н. Ельцина. Одновременно с конгрессом в Екатеринбурге проходил IX Российский фестиваль антропологических фильмов, пользующийся огромным вниманием, прежде всего, молодой студенческой аудитории.
В центре культуры «Урал», где проходили открытие, пленарные заседания конгресса и кинопоказы, были представлены этнофотовыставки и организованы выступления народных коллективов. Заседания секций проходили на площадке Уральского федерального университета.
Торжественное открытие XI Конгресса антропологов и этнологов России запомнилось благодаря яркому костюмированному концерту-шествию народов Среднего Урала: словно вплетаясь одна в другую, звучали песни на русском, татарском, марийском, цыганском, армянском языках. Со сцены участников форума приветствовали представители «Дома народов Урала» (Ассоциация национально-культурных объединений Свердловской области).
В приветствиях конгрессу Президента В.В. Путина и Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева отмечалось важное значение научных исследований антропологов и этнологов, создающих теоретический фундамент для законотворчества и практики совершенствования межэтнических связей и отношений. Не только государственная и региональная власти, но и само современное политическое общественное сознание нуждаются в научно выверенных стратегиях по «национальному вопросу». Стратегии же базируются на фундаментальном изучении этнических и антропологических корней нынешних проблем (см. «НУ» № 14–15 с.г.).
Губернатор Свердловской области Е.В. Куйвашев в своем приветственном слове обозначил, что на Среднем Урале проживают представители 160 народов различных религиозных конфессий, и «вклад науки в сохранение этнокультурного многообразия, укрепление единства многонациональной России, противодействие угрозам экстремизма, ксенофобии и национализма являются важными составляющими государственной национальной политики». Губернатор также отметил заслуги уроженца Свердловской области, научного руководителя Института этнологии и антропологии РАН академика Валерия Александровича Тишкова, в июне 2015 года удостоенного Государственной премии РФ за достижения в области этнологии и социально-культурной антропологии, разработку метода этнологического мониторинга, предупреждения и разрешения этнополитических конфликтов. Государственная премия, впервые присужденная этнологу, воспринята как знак признания всего профессионального сообщества антропологов и этнологов России. В день открытия форума В.А. Тишков выступил с первым пленарным докладом об истоках и роли патриотизма советского народа как важнейшего фактора Победы в Великой Отечественной войне.
В рамках XI Конгресса антропологов и этнологов России работало 44 секции и два круглых стола. Заявленные и отобранные оргкомитетом темы были разбиты по шести направлениям, в соответствии с которыми секции были объединены в отдельные симпозиумы («Мониторинг межэтнических отношений», «Этноперекрестки и трансграничье», «Этноконфессиальные процессы и межрелигиозные отношения», «Региональные исследования и их методология», «Традиция vs новация», «История науки и ее современные направления»). Определяющей для отбора являлась «острота темы» как в государственном, так и в планетарном масштабе. Вопросы глобализации, этнической идентичности и подъема национального самосознания, с одной стороны, сепаратизма, религиозного фундаментализма — с другой, обсуждались на секциях «Идентичность и самоопределение. Формы и принципы самоопределения народов», «Кросскультурные исследования и психология межкультурного взаимодействия», «Этноконфессиональные общности: конструирование и преодоление границ» и других. Как отмечалось по окончании форума, наиболее популярными стали дискуссии по темам, связанным с гендерным аспектом различных сторон современной жизни и прошлого народов, с проблемами миграции и мигрантов, с вопросами культурного многообразия и межкультурного взаимодействия. На Конгрессе также работала секция «Геоинформационные методы изучения этноконфессиональных процессов и религиозной жизни в России», посвященная методикам использования информационных технологий и геоинформационных систем (ГИС) для решения актуальных проблем религиоведения и антропологии религии, в том числе для оценки состояния религий на основе картографирования, создания визуальных представлений об основных институтах религий, анализа распространения, пересечения и взаимовлияния духовных ценностей этносов.
То, что конгресс «Контакты и взаимодействие культур» проходил в крупнейшем мегаполисе Урала, имеет символическое значение. Геологически и географически Уральские горы одновременно разделяют и связывают части света. Исторически сюда стекались, сменяя друг друга, различные этносы, культуры, религии, типы отношения к жизни и экономического поведения. За круглым столом «Урал: граница Европы или центр Евразии» в контексте, как принято говорить, вызовов времени обсуждались различные точки зрения на уникальность региона и необходимость дальнейших исследований по уточнению границы между Европой и Азией. Региональная тематика присутствовала и в дискуссиях специалистов в области финно-угроведения, в которых активно участвовали сотрудники Института языка, литературы и истории Коми научного центра и Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук (секции «Исторические реалии и историография этнографического финно-угроведения», «Религиозно-мифологические традиции финно-угорских народов, культурные идентичности и межкультурное взаимодействие», «Межэтнические взаимодействия и этноконфессиональные процессы Урало-Поволжья»). Этнической истории и особенностям этническим культур были посвящены доклады специалистов в рамках секций «Устная история как метод и источник этнографических и антропологических исследований», «Календарные традиции и праздничная культура», «Этнография исполнительского искусства: музыка, театр, танец в меняющемся мире», «Культурные контакты в фольклоре и мифологии народов мира», и др.
На заключительной пленарной сессии конгресса президент Ассоциации антропологов и этнологов России, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник ИИА УрО РАН и заведующий кафедрой антропологии и этнологии УрФУ Андрей Владимирович Головнёв прочел лекцию «Арктическая мобильность: технология и методология», заметив предварительно, что феномен кочевничества одинаково важен «и для нашего миропонимания, и для самопонимания этого мира». Кочевники разных стран все больше привлекают внимание ученых, поскольку «обладают самостоятельным потенциалом выживания, самозащиты. Организующим центром для них является контроль над пространством, в том числе и над социальным пространством — вот почему их труднее всего колонизировать, покорить, переделать». Кочевники полярных регионов СССР, существенно не изменив уклада жизни, в определенном смысле умудрились приспособить под свои нужды даже советскую власть, колхозный строй, не говоря уже о временах нынешних. Летом прошлого года участники экспедиции под руководством А.В. Головнева поставили себе целью зафиксировать и проанализировать само движение, «треки», пути перемещения кочевников-оленеводов на Чукотке, Ямале и Кольском полуострове. В центре исследования оказались переплетения в жизни арктических кочевников новшеств и традиций, природных условий и постулатов кочевой культуры, быт, поведение, разграничение ролей, взаимосвязи аборигенов с пришлым населением (на Ямале — с «цивилизацией «Газпрома»). В наши дни эти отношения далеки от стереотипов захвата и подавления, а движутся в направлении взаимовыгоды и симбиоза. Нефтегазовые компании заинтересованы в научной экспертизе своих логистических разработок со стороны экологов, антропологов и других специалистов. Да и сами вахтовики на Севере — тоже кочевники. Здесь наблюдается пересечение магистралей движения, пересечение цивилизационных интересов — интереснейшая ситуация для ученых, пользующихся случаем, чтобы разработать методики изучения кочевой мобильности с помощью современной техники — навигационных приборов и т.д.
После заключительного пленарного заседания конгресса был проведен съезд Ассоциации антропологов и этнологов России, на котором были рассмотрены вопросы реорганизации ассоциации и избран ее новый президиум. Главной задачей обновленной организации в периоды между конгрессами станет ее активное участие в научной и общественной жизни страны, прежде всего, в налаживании контактов между регионами России и учеными для реализации совместных проектов (например, той же научной экспертизы), а также организация международного сотрудничества антропологов и этнографов. Подобные профессиональные корпорации уже развиваются у политологов, социологов как перспективный способ существования в условиях «переформатирования» РАН. Новым президентом Ассоциации антропологов и этнологов избран директор УИИЯЛ УрО РАН А.Е. Загребин, а директор ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН И.Л. Жеребцов вошел состав ее президиума.
Вскоре после окончания форума мы побеседовали с одним из главных его организаторов, членом-корреспондентом РАН Андреем Владимировичем Головнёвым.
— Как по окончанию Конгресса можно оценить основные тенденции, пути дальнейшего развития антропологии и этнографии?
— Пожалуй, главный тренд состоит в том, что антропология прежде ориентировалась на прошлое, а теперь, и очень энергично, заглядывает в будущее. Это происходит на протяжении последних 25 лет и важно, прежде всего, для российской науки, потому что пока она находится в поиске, еще не обрела твердой идеологии и целеполагания — не успела. В последнее время все больше появляется исследований «на злобу дня», и в сегодняшних сложных геополитической и межэтнической ситуациях это по-своему хорошо.
В целом, от форума к форуму сообщество антропологов и этнологов растет количественно. Но и с точки зрения качества, а также организации, по мнению экспертов, XI конгресс стал лучшим. Количественный рост происходит во многом за счет «миграции» специалистов из других наук — истории, социологии, культурологии, политологии. Объекты наших наук (для антропологии — это человек, для этнологии — народ) становятся «персоной грата» в гуманитарной науке. Антропология и этнология стали «центром притяжения» для гуманитарных дисциплин, которые в свою очередь все больше «очеловечиваются». Предметом изучения становится конкретный человек, а не голые измерения-подсчеты. Например, в социологии все шире используются методы «глубокого интервью», пришедшие как раз из антропологии.
Все идеологии мира и все мировые религии в своих доктринах претендовали на превосходство над этничностью, на ее преодоление. Этничность все время пытаются как-то подавить, устранить, но она не поддается никакому воздействию, преображению, поскольку она есть природа человека. Еще недавно господствовавший в России по западному образцу конструктивистский подход к этничности и теория «плавильного котла» замещаются другими представлениями. Время (то, что происходит сейчас, особенно в Европе) показывает, что эта теория не работает, так же как теория мультикультурализма. Отсюда — актуализация антропологии и этнологии.
— В свое время в Германии, наверное, также ощущалась актуализация антропологии, получившей от нацистов «социальный заказ»…
— Разумеется. Но это касается крайних проявлений национализма. Антрополог во многом врач. Я не боюсь болезней, я хочу их понимать, с ними совладать, не бояться о них судить. Мир быстро меняется, все стремительно расшатывается. Однако все хотят устойчивости, а прежние законы не работают, например, экономика сегодня развивается не по своим законам, а в зависимости от политической конъюнктуры. Общество захлебывается в океане информации, с ядерной угрозой уже сравнима хайтек-угроза (перспектива превращения человека в гаджет). Антропологи и этнологи должны успевать за изменчивым миром и даже быть впереди, скажем, журналистов: мы должны предугадывать события, нам нужны мобильность, готовность к быстрым диалогам. Мы напрямую соприкасаемся с самой «горячей» реальностью, но при этом должны сохранять фундаментальность академической науки.
— Чем запомнится проходивший одновременно с конгрессом IX Российский фестиваль антропологических фильмов?
— В эти дни в Екатеринбурге сошлись дороги конгресса и кинофестиваля. Это был непростой эксперимент, и даже физически было сложно выдержать такой режим: утром — наука, вечером — кино…
— Сложилось два независимых сообщества: «утреннее» и «вечернее» или все же произошло их смешение?
— Порой «смешение» получалось. Как я видел, наши «титаны», например, члены жюри фестиваля Кирилл Эмильевич Разлогов и Сергей Александрович Арутюнов смогли выдержать и то, и то…
Сегодня мы возвращаемся к визуальности, к корням всей человеческой культуры: наскальные рисунки, появившиеся примерно 50 тыс. лет назад, служили для обозначения, передачи информации, в том числе и в будущее. Но и сегодняшний мир полон визуальности на всех уровнях. Соответственно и ученый должен мыслить визуально, и с этой точки зрения объединение научного форума и кинофестиваля обоснованно и весьма актуально.
Добавим, что завоевавший на IX Российском фестивале антропологических фильмов гран-при и приз конгресса фильм грузинского режиссера Ш. Шенгели «Государь», события которого разворачиваются вокруг памятника Сталину в небольшой грузинской деревушке, посвящен взаимоотношениям человека, истории и искусства.
* * *
Еще недавно известный политик и дипломат, а сегодня завзятый путешественник, признанный фотограф и режиссер-документалист Сергей Владимирович Ястржембский, представивший на екатеринбургском РФАФ-2015 свой новый фильм «Волкодав», в интервью корреспонденту «Областной газеты» признался: «Есть риск, что мои младшие дети, которым сейчас семь с половиной и пять с половиной лет, могут уже не застать нынешнего разнообразия мира. А потому антропологическое документальное кино приобретает все большее значение и актуальность. Надо спешить создавать Красную книгу памяти об этнографическом богатстве мира». В принципе то же можно сказать и о задаче ученых — реализуя востребованные сегодня проекты, сохранить для потомков уникальность сегодняшней стремительно уходящей в прошлое картины мира, калейдоскопа национальных культур, традиций и воззрений. Интернациональное сообщество XI Конгресса антропологов и этнологов России вполне в силах эту задачу осуществить.
Е. ИЗВАРИНА
Портрет А.В. Головнева работы С. НОВИКОВА