Skip to Content

УРОКИ ОТ ГРАНДОВ

Познакомиться с тем, как авторитетные отечественные ученые-экономисты оценивают положение дел в России и в мире, а также какие идеи они предлагают для улучшения ситуации, смогли участники IX Всероссийской школы по институциональной и эволюционной экономике для молодых исследователей, прошедшей недавно в Екатеринбурге. Организаторами масштабного образовательного мероприятия выступили Институт экономики РАН, Институт экономики УрО РАН и Уральский федеральный университет.
Директор ИЭ УрО РАН доктор экономических наук Юлия Лаврикова, приветствуя гостей на площадке института, отметила, что изначально планировалось, что научная школа соберет студентов и молодых ученых Уральского федерального округа, но в итоге эти рамки значительно расширились. Всего на школу заявилось 87 человек. География участников охватила не только крупные российские города, но и китайские Гуанчжоу и Санья, а также белорусскую столицу Минск. Ведущие российские ученые-экономисты прочли для молодых коллег лекции, в которых поделились своими оценками глобальных процессов и обозначили ряд вызовов, с которыми предстоит столкнуться России.
Заведующая Центром институционально-эволюционной экономики Института экономики РАН (Москва) доктор социологических наук Светлана Кирдина-Чэндлер, чье выступление открыло школу (на фото), отметила, что мир сегодня стоит на пороге смены вех. Порядок, сформированный после Второй мировой войны и опиравшийся на общемировые институциональные структуры, идею глобализации и лидирующую роль США, уходит. Сегодня во многих странах наблюдается движение к суверенизации, которая экономически проявляется в локализации производства или его возвращении на родину, если ранее оно переносилось за рубеж. Такие тенденции наблюдаются и в самих США, а также, например, в Великобритании и Франции. В целом же происходит глобальная реконфигурация сил, которая в конечном итоге приведет к формированию двух полярных коалиций стран. И в одну из них, как ожидается, войдут Китай, Индия и Россия.
В социальной политике на глобальном уровне, напротив, идет движение к общим ориентирам и объединению усилий, отметила заведующая Центром экономической теории социального сектора ИЭ РАН доктор экономических наук Татьяна Чубарова. Это связано с тем, что все страны сталкиваются со схожими социальными проблемами или такими трансграничными вызовами, как пандемия. Вместе с тем сегодня социальная сфера во всем мире подвержена серьезным структурным рискам. Во-первых, многие развитые страны, включая Россию, достигли предела перераспределения ресурсов, которое осуществляется главным образом за счет взимаемых налогов. Во-вторых, существуют риски, связанные с усложнением систем организации и управления в отраслях социальной сферы. В России этот сектор за последние годы пережил череду реформирований с целью повысить его эффективность. Однако на деле это привело лишь к усилению административных сложностей, а не решению проблем.
Главный научный сотрудник Центра институционально-эволюционной экономики ИЭ РАН академик Владимир Маевский (на фото) убежден, что текущая стратегия российского Центробанка по борьбе с инфляцией реализуется в ущерб росту производства, потому что регулятор в своей работе никак не учитывает интересы реального сектора экономики. Чтобы исправить ситуацию, Владимир Иванович предлагает регулятору отслеживать отношение среднегодовой инфляции к среднегодовому темпу роста реального ВВП. «Этот показатель позволит Центробанку оценить, как увеличение денежного предложения влияет на рост инфляции и реального ВВП. Но, к сожалению, подход не находит понимания у представителей ортодоксальных экономических взглядов, потому что они убеждены, что деньги нейтральны в долгосрочном периоде, т.е. не оказывают влияния на темп роста реального ВВП», — пояснил Маевский, добавив, что он вместе с коллегами на математических моделях и теоретических выкладках доказал ошибочность такой позиции.
Стратегию позитивного сотрудничества в качестве альтернативы мобилизационной и либерализационной модели обеспечения экономического роста в условиях санкций предложил руководитель научного направления «Математическая экономика» Центрального экономико-математического института РАН (Москва) академик Виктор Полтерович. Позитивное сотрудничество предполагает, что оно по определению не направлено против третьих лиц. Реализация этого плана предусматривает формирование институтов догоняющего развития: корпоративистской системы управления, индикативного планирования, генерального агентства развития и национальной инновационной системы, нацеленной на заимствование технологий. Такие институты показали свою эффективность во многих странах Азии, Европы и Африки. Присутствуют они сегодня и в Иране, который так же, как и Россия, находится под масштабным санкционным давлением. Отдельные элементы стратегии позитивного сотрудничества уже реализуются в нашей стране, но о системности этих усилий пока говорить рано.
Лекция главного научного сотрудника Центра изучения стабильности и рисков Высшей школы экономики (Москва) академика Сергея Глазьева была посвящена формированию валютно-финансовой системы нового мирового порядка, при котором конкурирующими странами-лидерами будут Китай и Индия. В основе будущего уклада будет лежать сочетание стратегического планирования и механизмов рыночной конкуренции. Денежно-кредитная политика государств будет направлена не столько на фискальные задачи, сколько на повышение внутренней инвестиционной и инновационной активности. На международном уровне уже сейчас восстанавливается значение национального суверенитета, а главным стержнем экономического сотрудничества станут совместные инвестиции. Сопутствующие изменения происходят и в мировой валютно-финансовой системе: многие страны переходят на расчеты в национальных валютах, также активно обсуждается создание международной расчетной валюты для стран БРИКС.
Помимо уже перечисленных выступлений также прозвучали лекции о роли банковского сектора в формировании финансового потенциала институциональных секторов российской экономики, влиянии антикоррупционных структур на качество управления, развитии цифровой экономики и технологическом суверенитете как способе преодоления глобальных рисков. Для участников школы были проведены три мастер-класса, направленные на повышение публикационной активности и развитие навыков владения научным инструментарием. Кроме того, молодые ученые представили на суд старших коллег свои научные проекты, заявленные на проходящий в рамках школы конкурс. Работы Вероники Семенычевой (Южный федеральный университет), Михаила Комбарова (Уральский государственный экономический университет) и Марии Завадской (Южный федеральный университет) заняли по итогам конкурса первое, второе и третье места соответственно.
Павел КИЕВ
Фото автора
 
Год: 
2024
Месяц: 
ноябрь
Номер выпуска: 
22
Абсолютный номер: 
1299
Изменено 27.11.2024 - 19:43


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47