Skip to Content

О БЕЗОПАСНОСТИ ПОД ВОДОЙ

Во второй половине ушедшего года в Подмосковье состоялась организованная Межведомственным экспертным советом (МЭС) научно-техническая конференция «Морская наука и техника. Безопасность подводных трубопроводов и объектов», собравшая практически всех ведущих отечественных ученых, специалистов и экспертов в области техногенной безопасности морских подводных трубопроводов (МПТ). Конференция стала площадкой для обсуждения актуальных проблем, связанных с проектированием, эксплуатацией и безопасностью МПТ, а также углеродным следом этих объектов.
Межведомственный экспертный совет создан как ответ на взрыв «Северных потоков» и функционирует как общественная организация. В настоящее время в МЭС входят практически все ведущие специалисты страны, разбирающиеся в проблематике подводных сооружений и аппаратов. Совет возглавляет член-корреспондент РАН, председатель комиссии по техногенной безопасности РАН, глава Межведомственного экспертного совета по безопасности подводных трубопроводов и объектов Николай Махутов. Его заместителями являются генеральный директор НТЦ «Нефтегаздиагностика», заместитель председателя Межведомственного экспертного совета по безопасности подводных трубопроводов и объектов Виктор Лещенко и Сергей Колбин, председатель комитета по экономике и инвестициям Законодательного Собрания Севастополя, а также заместитель председателя Межведомственного экспертного совета по безопасности подводных трубопроводов и объектов. В работе конференции участвовали член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Юрий Нимченко, доктор технических наук, технический секретарь Межведомственного экспертного совета по безопасности подводных трубопроводов и объектов Анатолий Лепихин, а также представители Морской Коллегии, Морского Регистра, Минпромторга, ведущие отечественные ученые и специалисты по проблемам техногенной безопасности, руководители экспертных организаций, государственных структур, научных и инженерных сообществ.
Конференция охватила следующие ключевые направления: обеспечение ресурса, живучести и безопасности морских подводных трубопроводов и объектов; применение морской подводной робототехники для контроля и мониторинга, технологии диагностики и ремонта МПТ; нормативно-правовые аспекты проектирования и эксплуатации морских подводных трубопроводов; применение подводных беспилотников.
Выбор этих направлений подчеркивает важность комплексного подхода к решению проблем, связанных с безопасностью морских объектов.
От Уральского отделения Российской академии наук в конференции приняли участие и.о. директора Научно-инженерного центра «Надежность и ресурс больших систем и машин» УрО РАН кандидат технических наук А.В. Бушинская и научный руководитель Центра, доктор технических наук, профессор С.А. Тимашев. Они представили ключевые доклады, которые опубликованы в специальном тематическом выпуске профильного журнала «Морская наука и техника». Темы докладов — «Методика моделирования сценариев рискориентированного жизненного цикла морских подводных трубопроводов России» и «Углеродный след морских подводных трубопроводов» — отражают современные вызовы и требования к морской инфраструктуре.
В докладе С.А. Тимашева (соавтор А.В. Бушинская) рассмотрен ключевой вопрос рискориентированного проектирования и эксплуатации МПТ. Подчеркнута необходимость применения суверенных российских норм для обеспечения безопасности, а также внедрения отечественных технологий диагностики и мониторинга. Разработанная в НИЦ УрО РАН методика компьютерного моделирования полного стохастического жизненного цикла МПТ представлена как уникальный инструмент оценки рисков, позволяющий учитывать вероятность и последствия нежелательных событий на разных фазах жизненного цикла. Авторы доклада предложили ряд рекомендаций, среди которых: отказ от применения иностранных технологий в пользу отечественных; создание суверенных риск-ориентированных норм проектирования; проведение курсов лекций по современным методам диагностики и проектирования для сотрудников профильных отечественных компаний; определение источников финансирования для разработки технологий, обеспечивающих рискориентированный подход; инициирование пилотного проекта по калибровке программ расчета соответствующего риска; укрепление синергетической кооперации между владельцами МПТ, государственными органами и научными учреждениями.
Доклад А.В. Бушинской (соавторы С.А. Тимашев, Т.Г. Ковальчук, Г.И. Шмаль) был посвящен проблеме учета и минимизации углеродного следа МПТ. В условиях глобальных изменений климата и обязательств России по снижению выбросов углерода тема углеродного следа становится особенно актуальной. В докладе акцентировалось внимание на необходимости достижения Россией нулевого уровня выбросов CO2 к 2060 году, что требует коренного пересмотра подходов к проектированию и эксплуатации трубопроводов.
Участники конференции обсудили, как внедрение новых технологий и методов может способствовать сокращению углеродного следа на всех этапах жизненного цикла МПТ. Данный вопрос включает в себя не только проектирование, но и эксплуатацию, ремонт и утилизацию объектов.
По результатам работы конференции принят проект решения, включающий следующие ключевые инициативы: подготовка обращения в Комитет по обороне и безопасности Совета Федерации с законодательной инициативой о корректировке ряда федеральных законов; предложение Минпромторгу РФ о включении в его план разработки технического регламента о безопасности морских нефтегазовых сооружений; создание государственного органа, ответственного за научно-техническую политику в области безопасности морской нефтегазовой инфраструктуры.
Конференция продемонстрировала важность меж- и трансдисциплинарного подхода в русле зонтичной науки инфранетики к вопросам безопасности морских подводных трубопроводов. Обсуждаемые темы и выдвинутые рекомендации подчеркивают необходимость интеграции научных исследований, технологий и законодательства в целях обеспечения безопасности и устойчивого развития морской инфраструктуры России. В условиях современных вызовов, таких как изменение климата и техногенные риски, работа в этом направлении критически важна для экономики страны и безопасности ее граждан.
Подготовлено
по материалам Научно-инженерного центра «Надежность и ресурс больших систем и машин» УрО РАН
 
Год: 
2025
Месяц: 
январь
Номер выпуска: 
1-2
Абсолютный номер: 
1301
Изменено 23.01.2025 - 16:59


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
+7(343) 374-07-47