В Удмуртском федеральном исследовательском центре УрО РАН тиражом 300 экз. издана объемная монография старшего научного сотрудника отдела филологических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы Т.Р. Душенковой «Коды удмуртской культуры». В сферу научных интересов автора входят проблемы лингвокультурологии, этнолингвистики, концептосферы языка, невербальной семиотики, языковой семантики, философии языка и др. Для удмуртского языкознания эта книга — первый опыт анализа культурных кодов, определяющих наборы образов, связанные с различными комплексами стереотипов в сознании. Как правило, код скрыт от понимания и четко не осознается, но проявляется в поступках. Уникальные культурные особенности как информация, генетически доставшаяся от предков, помогают понимать поведенческие реакции и определяют психологические особенности.
Основу культурных кодов составляет мифологический символизм. Предметом исследования Т. Душенковой стали астрономический, фитоморфный и зооморфный коды, употребляющиеся чаще других. При этом выявляются национально-специфические реалии, их концептуальное и семиотическое наполнение. К примеру, автор отмечает, что сопоставление названий месяцев в удмуртском языке с коми охотничьим промысловым календарем помогает восстановить «зодиакальный» круг, однако воссоздать его в полной мере на данный момент не удается по причине нехватки языкового материала.
Монография открывает цикл работ, посвященных кодам удмуртской культуры, и адресована лингвистам, культурологам, литературоведам, философам, студентам, а также всем, кто интересуется удмуртским языком, культурой и этнопсихологией.
На основе своих исследований Т.Р. Душенкова подготовила цикл научно-популярных лекций. Слушатели получили возможность глубже погрузиться в мир удмуртского языка, богатого вербального и культурного наследия, узнать, в частности, какова роль в фольклоре культа солнца и луны, как предки относились к камню, почему были мифологизированы образы хвойных деревьев и хищных птиц, как культурные коды проявляются не только в традиционных народных представлениях, но и в художественной литературе, в том числе и современной.
По материалам сайта УдмФИЦ УрО РАН подготовила
Е. Изварина