Skip to Content

Общество

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ВИТРИНЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Тема семьи занимает заметное место в социально-политической повестке современной России, отражена в программных государственных документах и постоянно фигурирует в риторике должностных лиц. И разговор о семейных ценностях актуален для весьма широкой аудитории, действительно волнует наших сограждан. Сотрудники Института философии и права УрО РАН кандидат политических наук Евгения Вахрушева и кандидат философских наук Елена Кочухова проанализировали содержание мероприятий Года семьи, чтобы понять, в каком виде декларируемые государством ценности доносятся до широкой аудитории через массовые культурные проекты. Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ.
Культурная политика современного государства охватывает широчайший спектр сфер социальной жизни — от спорта и здравоохранения до формирования эстетических вкусов. Здесь мы рассматриваем культурную политику как деятельность государства и его институтов по формированию определенного типа «культурных граждан», предлагая некоторый набор представлений о себе и других, ряд нормативных типов поведения и обоснования для них.

Изменено 26.08.2025 - 16:36

РЕСЕНТИМЕНТ: ОТКЛОНЕНИЕ ИЛИ НОРМА?

В «Издательском доме Высшей школы экономики» (Москва) вышла книга «Неравенство равных. Концепция и феномен ресентимента», вызвавшая большой интерес специалистов. Однако она адресована не только политологам, социологам, философам, но также всем, кто интересуется трансформацией современных обществ и шире — мировоззренческими проблемами. Об этом мы поговорили с автором книги, главным научным сотрудником Института философии и права Уральского отделения РАН, профессором РАН, доктором политических наук Леонидом Фишманом.
— В переводе с французского слово «ресентимент» означает негодование, озлобление. А как трактуют это понятие философы?
— В общем-то примерно так, как гласит буквальный перевод французского слова. Дьявол — в деталях и уточнениях. А именно, в том, кто и по какому поводу испытывает эти самые негодование и озлобление. Начиная с немецкого философа Фридриха Ницше, который ввел этот термин, это такой приниженный, неполноценный субъект, чернь, раб. Он находится в ущемленном положении ввиду своей неполноценности. Ему противопоставляется условный аристократ, который духовно и физически здоров. Условный раб ему завидует и злобствует. Но злобствует он бессильно, потому что понимает, что своего положения изменить не может. И тогда он начинает «восстание рабов в морали», стремясь «переоценить ценности», то есть доказать, что слабость — следствие не его ущербности, а его возвышенного мировоззрения. А сила аристократа — вовсе не сила, а блестящие пороки. Вот такой комплекс чувств озлобления, зависти и бессилия вкупе со стратегией переоценки ценностей и называется у Ницше ресентиментом. Ему в общем следует и Макс Шелер, и современные исследователи. В понимании ресентимента всегда есть условный «раб» и столь же условный «аристократ», то есть некий неполноценный социальный субъект и субъект полноценный, олицетворяющий норму. Другое дело, что в современных обществах картина намного сложней, чем в построениях Ницше. В них уже нет образцового субъекта, который может всем возмущенным клеить ярлык ресентиментных типов. Поэтому и понимание ресентимента теряет ту однозначность, которой оно обладало вначале. Раньше слово «ресентимент» было упреком, который всякого рода «правые» бросали «левым», когда хотели уличить их в том, что под их прекраснодушными призывами скрываются корыстные мотивы, зависть и озлобление. А теперь этот же самый упрек бросается слева направо, в сторону бывших привилегированных социальных групп, которые спускаются вниз на социальном лифте и испытывают ровно те самые чувства зависти и озлобления, которые ранее приписывались условной «черни». Теперь уже их описывают как ущербных и неполноценных. И это также отражается в современном понимании ресентимента.

Изменено 10.04.2025 - 16:43

ПРЕКРАСНЫЙ ПОЛ В ЗЕРКАЛЕ РЕЛИГИЙ

Накануне Международного женского дня в Ижевске, в Доме дружбы народов, в рамках просветительского цикла «Удмуртия поликонфессиональная» состоялся республиканский вебинар на тему «О роли женщины в обществе по представлениям традиционных конфессий в Удмуртии».
Среди более чем 50 зарегистрировавшихся слушателей — педагоги и учащиеся, сотрудники государственных и муниципальных структур, члены национально-культурных объединений. Участниками разговора за круглым столом стали историк и этнограф Р.Н. Касимов, представители местных православной, мусульманской, еврейской, евангелическо-лютеранской и старообрядческой религиозных общин.
Открывая заседание, ведущий — заместитель начальника отдела мониторинга и анализа межнациональных и межконфессиональных отношений республиканского Министерства национальной политики М.В. Степин напомнил, что межконфессиональное общение — важная составляющая и общегосударственной, и региональной национальной политики. Целью организаторов круглого стола было, попутно развенчав существующие стереотипы, показать как особенности и отличия, так и нечто общее, объединяющее традиционные представления о роли женщины.

Изменено 29.03.2021 - 15:08

ДРАМА ХРАМА: ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

К дискуссии вокруг места строительства храма Святой Екатерины
В июне в Институте экономики УрО РАН (Екатеринбург) проходила 36-я сессия экономико-географической секции Международной академии регионального развития и сотрудничества, где специалисты из Института географии РАН, МГУ и других научных центров России обсудили инновации в территориальном развитии. С одним из ключевых докладов «Пространственные решения в историческом центре города (к дискуссии о 300-летии Екатеринбурга)» выступил зав. сектором размещения производительных сил и территориального планирования ИЭ УрО РАН, доктор географических наук В.В. Литовский. Своими размышлениями на эту тему Владимир Васильевич поделился с читателями «НУ».
После того как строительство собора святой Великомученицы Екатерины в сквере в центре Екатеринбурга было приостановлено, а затем Екатеринбургская епархия отказалась строить храм на этом месте, прошло уже достаточно много времени, однако дискуссии на эту тему продолжаются. Как в связи с грядущим 300-летием города можно разрешить сложившуюся ситуацию, стоит ли «разжигать огонь» между верующими и неверующими, богатыми и бедными, отцами и детьми, неосмотрительно вторгаться в тонкие вопросы нынешней многоукладной жизни?

Изменено 19.07.2019 - 11:55
Syndicate content


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
+7(343) 374-07-47