Ru | En
УРАЛЬСКИЙ СЛЕД МЕНДЕЛЕЕВА
«Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии и других сопредельных с химией и физикой дисциплинах, глубокий знаток химической промышленности и промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, которому, к сожалению, не суждено было стать государственным человеком, но который видел и понимал задачи и будущность России лучше представителей нашей официальной власти» — такую оценку Д.И. Менделееву дал его биограф и выдающийся ученый Лев Александрович Чугаев. А вот что писал сам Дмитрий Иванович в одном из писем министру финансов С.Ю. Витте: «…Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет по сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности...». Естественно, что исследователя-энциклопедиста, постоянно искавшего пути такого роста, активно интересовал Урал — богатейший край, уже при его жизни имевший все основания стать опорным для российской державы. Взаимоотношения с этим регионом у Менделеева складывались не всегда просто, но очень плодотворно и поучительно для всех, кто по-настоящему озабочен судьбами страны.
Первое косвенное, а в материальном отношении — самое прямое приобщение уроженца западно-сибирского Тобольска к формировавшимся традициям уральского предпринимательства, широте взглядов и щедрости его «капитанов» состоялось, похоже, в 1862 году, когда молодой приват-доцент Петербургского университета Менделеев получил научную Демидовскую премию. Стоит напомнить, что награда эта, учрежденная членом знаменитой семьи основателей железоделательной уральской империи Павлом Николаевичем Демидовым, была самой престижной в России и, всесьма вероятно, стала прообразом Нобелевской. Свою «демидовку», пять тысяч рублей, Дмитрий Иванович получил за первый в стране учебник «Органическая химия», о котором великий А.М. Бутлеров отозвался так: «Это единственный и превосходный оригинальный русский труд по органической химии, лишь потому неизвестный в Западной Европе, что ему еще не нашелся переводчик». Больших по тем временам премиальных средств двадцатидевятилетнему доценту вполне хватило, чтобы рассчитаться с долгами, справить свадьбу и совершить свадебное путешествие по Европе с посещением Всемирной выставки в Лондоне. Таким образом «уральские» деньги помогли ученому, никогда не купавшемуся в роскоши, не только поправить финансовые дела, но и познакомиться с самыми передовыми для своего времени достижениями науки и техники.Далее Урал в трудах Менделеева фигурирует с периодической неизбежностью — особенно после 1890 года, когда уже всемирно известный ученый, автор Периодического закона и других важнейших открытий, покидает Петербургский университет в знак протеста против ущемления университетской автономии и посвящает все свои силы практическим задачам. Биограф Лев Чугаев отмечает, что еще в 1860-е годы Дмитрий Иванович начал заниматься проблемами конкретных производств и целых отраслей, изучал условия экономического развития отдельных регионов и по мере накопления материала перешел к разработке собственной программы социально-экономического развития России, которую изложил в многочисленных публикациях. И, разумеется, уральская тема в них обязательна. Так, в 1893 году Менделеев выступил с предложением соединить город Каменск-Уральский, где лили чугун, с Челябинском, чтобы получить выход из промышленного узла на Великую сибирскую магистраль, которая тогда строилась. Тогда идея поддержки не получила, и эффективный проект был осуществлен лишь в советское время. Позже Дмитрий Иванович предложил проложить железную дорогу от горы Магнитной через Сатку и Кунгур до Перми, упростив замысел до варианта Западно-Уральской дороги: Бакал — Сатка — Бердяуш — Нязепетровск — Дружинино — Лысьва. Строительство было начато в 1912 году, через четыре года закончено, часть проложенных путей работает до сих пор. Кроме того, Менделеев как страстный защитник природы внимательно изучил прирост различных сортов деревьев в Уральском крае и Тобольской губернии и призвал строить лесопользование так, «чтобы годовое потребление было равно годовому приросту, ибо тогда потомкам останется столько же, сколько получено нами». Увы, призыв не услышан по сей день, каждому следующему поколению лесов остается все меньше…
Но главная уральская миссия Дмитрия Ивановича осуществилась летом 1899 года, когда в регионе под его руководством побывала экспедиция, призванная оценить состояние уральской экономики, переживавшей стагнацию. И этот «менделеевский десант» — интереснейшая страница не только в биографии ученого, но и во всей российской истории, яркий пример противоречивых отношений серьезной науки и власти, противостояния здравых прогрессивных идей и провинциального консерватизма. Причем, с одной стороны, об экспедиции этой довольно много написано, изучен вроде бы каждый ее день (благо, материала для этого достаточно оставил сам Менделеев), а с другой — у некоторых историков и биографов чувствуется отношение к ней как к чему-то второстепенному, небольшому эпизоду в жизни гения-чудака, едва ли не одержимого манией реформаторства. И в самом деле, на первый взгляд — что такого выдающегося за одну недолгую командировку могли сделать всего трое специалистов «из центра» (а их кроме руководителя было именно столько), пусть самых компетентных и по правительственной протекции? Вообще, мало ли было и есть столичных инспекций в глубинку и многие ли увенчались хоть каким-то результатом?
Однако по другим, гораздо более похожим на правду оценкам это была инспекция, беспрецедентная во всех отношениях — даже по одному «количественному выходу». Судите сами: за несколько недель ее участники осмотрели около 40 металлургических, горнодобывающих предприятий и месторождений, провели основательную оценку геологии и промышленности Урала. В итоге под общей редакцией Менделеева вышел трехтомный труд «Уральская железная промышленность в 1899 году» объемом больше чем в тысячу страниц, основная часть которого написана самим ученым, с выводами из проведенных исследований и рекомендациями по развитию экономики. Одно это неоспоримо доказывает, насколько ответственно отнесся уже немолодой и не очень здоровый Дмитрий Иванович к порученной миссии и насколько переживал за нее. Не говоря уже о качестве проделанной им работы — еще одном ярком свидетельстве масштаба личности ученого, широте и дальновидности его мышления. Напомним вкратце по вызывающим доверие источникам некоторые штрихи к «портрету» этого путешествия.
Возглавить «уральский десант» Менделееву поручили тогдашний министр финансов С.Ю. Витте и директор департамента промышленности и торговли В.И. Ковалевский после докладной товарищу министра В.Н. Коковцеву, в которой Дмитрий Иванович констатирует: развитию Урала мешает то, «что там действуют почти нацело одни крупные предприниматели, все и вся захватившие для себя одних»; в обуздание их предлагает развить «сверх крупных, много мелких предприятий», по-современному — малый бизнес, ускорить строительство железных дорог.
В состав экспедиции вошли единомышленники Менделеева: химик Семен Петрович Вуколов, его первый помощник по лаборатории, в которой разрабатывался бездымный порох, профессор кафедры минералогии, геологии и почвоведения Петербургского университета, известный исследователь железных руд Петр Андреевич Замятченский, а также технолог, физик и талантливый организатор Константин Николаевич Егоров, создавший физическую и термометрическую лаборатории в Главной палате мер и весов и первую в стране рентгеновскую лабораторию при военном госпитале.
Несмотря на неважное самочувствие Менделеева, экспедиция выехала из Москвы в Пермь через Нижний Новгород 14 июня 1899 года. Персональные дороги участников определялись конкретными задачами, сам же Дмитрий Иванович из Перми следовал таким маршрутом: Кизел — Чусовая — Кушва — гора Благодать — Нижний Тагил — гора Высокая — Екатеринбург — Тюмень, оттуда пароходом в Тобольск, потом назад в Тюмень и далее — Екатеринбург — Билимбаево — Екатеринбург — Кыштым. Даже по нынешним временам совершить такое путешествие с содержательными остановками всего за месяц — задача непростая, но 64-летний Менделеев ее выполнил, хотя и сожалел, что не объехал больше. Мало того: кроме деловых записей он вел живые дневники и даже фотографировал, что тогда было отдельной непростой работой.
Продолжение следует.
Подготовил
А. ПОНИЗОВКИН
На иллюстрациях:
с. 4 — Д.И. Менделееев;
внизу — вагон поезда,
в котором экспедиция путешествовала по Уралу; участники экспедиции (слева направо) П.А. Земятченский, С.П. Вуколов, К.Н. Егоров, Д.И. Менделеев;
с. 5 — обложка книги «Уральская железная промышленность
в 1899 году»