Skip to Content

Технология науки

ИННОВАЦИИ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ

10 июня в Екатеринбурге, в Демидовском зале УрФУ Министерство науки и образования РФ провело региональное совещание по приоритетным задачам совершенствования системы аттестации научных кадров. За свежей информацией из первых уст на него съехались ученые, представители вузовских и «академических» администраций из разных городов Уральского федерального округа  — всего около двухсот человек. Форму регионального совещания чиновники Минобрнауки используют, чтобы обсудить состояние дел в этой сфере во всех 9 федеральных округах страны,  донести до ученых содержание нормативно-правовых новаций и выслушать их мнение. Для отдельного, закрытого, разговора были приглашены представители губернаторов УрФО — ведь подготовка научных кадров на местах входит в число и их приоритетов. 
В первом из трех основных докладов заместитель министра образования и науки РФ Людмила Михайловна Огородова отметила, что Минобрнауки удалось утвердить целостный комплект документов и сегодня существует вся необходимая нормативно-правовая база для работы. Министерство видит свою задачу в выполнении трех основных функций: 1) модернизации системы аттестации; 2) оптимизации сети диссертационных советов; 3) мониторинга за состоянием сложившейся системы аттестации. Прежде всего речь идет о выработке внятных и прозрачных критериев, которым должны удовлетворять как сами советы, так и их члены, а также члены экспертных советов ВАК. Основной принцип, из которого исходит министерство, пояснила Людмила Михайловна — привлечение к работе ведущих ученых, работающих сегодня и на высочайшем уровне. Наука меняется очень быстро, и так же интенсивно должна идти ротация кадров. Не может быть диссертационного совета там, где нет сильной и известной научной школы, активно публикующихся ученых, высоких индексов цитирования. Важно при этом найти баланс между участием в системе аттестации самой научной среды и бюрократической вертикали, но «самое главное — не уйти в избыточный либерализм». Надо помнить, что система аттестации — это государственный, бюджетный инфраструктурный механизм поддержки науки, и он должен использоваться рационально: быть экономным и эффективным, поддерживать приоритетные направления (во время доклада неоднократно звучало с негативной окраской, видимо, ставшее уже устойчивым словосочетание «экономика, история, педагогика»). Тем не менее сейчас готовится пилотный проект, по которому в течение трех лет два его потенциальных участника (МГУ и СПбГУ) получат право самостоятельно создавать советы и выдавать квалификационные документы. Время покажет, получится ли у них обеспечить критерии не ниже государственных. Что же касается сети советов, то Уральский федеральный округ на общероссийском фоне выглядит довольно неплохо — несмотря на достаточно скромное число (около 5% от функционирующих сегодня при хорошем научном потенциале региона), высока доля советов по естественным и техническим наукам, их эффективность выше среднего. Однако в целом по стране число советов завышено, нагрузка на них низка, структура специальностей деформирована. В прошлом году министерство  приостановило работу 650 советов, но лишь 50 из них подали документы о продлении своих полномочий. При этом все последние годы число советов было примерно одинаковым, число аспирантов увеличивалось, а число защит падало. Лучше вузовской по результатам выглядели аспирантуры академических институтов, поэтому в ближайшие годы число мест будет перераспределено в их пользу (интересно, что во всех докладах говорилось об «академических институтах» в самых благоприятных выражениях и так, будто никакой реформы Академии нет и не былоА.Я.). 

Год: 
2014
Месяц: 
июнь
Номер выпуска: 
12
Абсолютный номер: 
1101
Изменено 02.07.2014 - 14:45
RSS-материал


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47