«Словарь шумит на перекрестке…» — писал когда-то поэт и филолог Лев Лосев, вспоминая Ленинград 1957-го, поэтическую столицу — в годы одновременно и столь суровые, и столь благодатные для стихотворцев. Слово вершило судьбы, поэты, выступая перед огромными (особенно по сегодняшним меркам) аудиториями, «питались» повседневной речью — и на глазах обновляли и расширяли ее состав и смыслы…
Ныне «среда обитания» молодых поэтов в значительной мере виртуальна, тексты распространяются (а иногда и рождаются) в глобальной сети, встраиваются в повседневное общение — однако уже не масс и толп, а индивидуумов и малых «групп по интересам». Какое место и какая судьба определены сегодня слову поэта? В Челябинске не так давно реализована первая часть эксперимента «Русская поэтическая речь (РПР, РуПоР)» — вышла в свет антология, включающая «ранее не публиковавшиеся подборки 115 поэтов России и зарубежья, пишущих на русском языке — без указания авторства текстов». Сразу же заметим, что после выхода в свет второго тома предполагается раскрыть имена поэтов.
Частично проект «РПР» генетически связан с составленными челябинским поэтом и культуртрегером Виталием Кальпиди (на верхнем фото)тремя антологиями современной уральской поэзии и проектом «Галерея уральской литературы», осуществленным совместно с издателем Мариной Волковой. Теперь, как следует из процитированной выше аннотации, идея вышла за региональные рамки. Солидное количество авторов, объем подборок в 150–180 строк вкупе с анонимностью служат магистральной цели предполагающегося второго тома РПР. В нем будут собраны материалы, подготовленные по результатам критического (а возможно — социологического, психологического, статистического и т.д.) анализа текстового массива первого тома. Именно массива — по возможности нерасчлененного, то есть превратившегося в «кусок», либо, по многозначному выражению И. Бродского, «часть речи». Состав авторов второго тома пока обсуждается, а круглый стол в Екатеринбурге (не первый и не последний в задуманной серии встреч в разных городах страны) был призван прояснить круг тем и подходов, а также первые впечатления, сложившиеся у приглашенных поэтов и критиков по прочтении книги «Русская поэтическая речь. Антология анонимных текстов».