С 25 мая по 26 июня в выставочном зале Архива Российской академии наук была развернута большая экспозиция «Четыре мастера. Портреты ученых в творчестве фотохудожников Моисея Наппельбаума, Григория Вайля, Сергея Новикова, Александра Марова».
Являясь первой частью масштабного проекта «Портрет науки — связь времен: XX–XXI века», она раскрывает прежде всего творческие индивидуальности, грани видения и авторской манеры фотохудожников-портретистов разных поколений, снимавших своих современников — корифеев науки. Умный и проницательный портрет незаурядного человека интересен в любом случае. Фотопортрет способен уловить самые тонкие градации не только эмоций «модели», но движения времени. В свою очередь серия портретов позволяет почувствовать атмосферу определенного периода, эпохи. Как подметил на открытии выставки летчик-космонавт, Герой России, член-корреспондент РАН, председатель Союза фотохудожников России Ю.М. Батурин, «каждый из четырех фотохудожников подходил к своей работе по-своему. И, как всегда бывает, когда человек рассказывает о других — пишет ли, фотографирует или делает фильм — он рассказывает о себе». «Мы хотели, — подчеркнул инициатор и куратор проекта член-корреспондент РАН и академик Российской академии художеств А.Г. Толстиков, — на фоне уникальных работ прошлого показать и работы, выполненные нашими современниками, которые творят в эксклюзивном жанре психологического портрета ученого».
Классик отечественной фотографии Моисей Соломонович Наппельбаум (1869– 1958, см. фото вверху) осваивать профессию начал в 14 лет, но в полной мере дар его проявился и обрел всеобщее признание в 1910-х. В Петербурге на Невском проспекте он открыл собственную студию, которая — благодаря широте его интересов — стала одним из культурных центров столицы. Мастерству портретиста он учился, в частности, в залах Эрмитажа, глубоко знал и специфику фотографии как «рисования светом». «Необходимо, — писал он, — проникнуть в духовный мир человека, распознать его характер. Зачастую признаки характера раскрываются вовсе не в тех чертах и деталях, которые бросаются в глаза с первого взгляда». Его наследие сохранило для нас удивительно глубокие и выразительные моменты бытия крупнейших личностей тех лет — политиков, литераторов, художников, театральных деятелей, а также ученых. С 1938 г. он снимал их по договору с Лабораторией научно-прикладной фотографии и кинематографии АН СССР (ЛАФОКИ). В ее архиве и сохранились ценнейшие негативы работ Наппельбаума, выполненных примерно с 1935 по 1940 г. Он запечатлел, в частности, академиков П.Л. Капицу, А.П. Карпинского, С.И. Вавилова, филолога Б.М. Эйхенбаума и других деятелей науки.