Skip to Content

Пен-клуб

«У КАЖДОГО НА СЛУХУ И В ПАМЯТИ…»

1 апреля в больнице американского города Талса (штат Оклахома) скончался, пожалуй, известнейший русский поэт современности Евгений Евтушенко. Ему было 84 года, и эта долгая жизнь оказалась удивительно плодотворной. В сознание отечественного читателя лучшие его строки и антологические стихотворения вошли уже в 1950-е годы. Едва появившись, сразу становились популярными его повести, драматургия, не говоря о неизменном успехе авторских вечеров, проходивших по всему Советскому Союзу, а также без преувеличения по всему миру.  Яркий, темпераментный, артистичный, он обладал уникальным даром общения как со сцены, так и в непарадной обстановке, по натуре был общественником, публицистом, затрагивавшим самые важные, подчас, болезненные темы текущей жизни, а также истории, психологии, человеческого предназначения. Мы попросили поделиться воспоминаниями о Евгении Александровиче екатеринбургского поэта и прозаика, члена Союза писателей и Союза архитекторов России, профессора Уральского государственного архитектурного университета Владимира Александровича Блинова.
Прежде всего, Евгений Евтушенко был Поэтом, не побоимся сегодня этой оценки — великим русским поэтом. Кроме главного в своей жизни — Поэзии, где он открывал, пробивал новые пути и возможности, Евгений Александрович успешно выступал и как прозаик, драматург, автор сценариев, постановщик фильмов, актер (исполнил главную роль в биографическом фильме о К.Э. Циолковском), а также незаурядный фотограф. А еще — завершил огромный литературоведческий труд редактора-составителя антологии русской поэзии. До него подобных изданий — по объему, по хронологическому охвату, по комментариям и подбору персоналий — не было. Он дал блестящие образцы масштабных поэм, и он же оставил нам тончайшую, искреннюю, сердечную лирику. У каждого на слуху и в памяти стихи «Идут белые снеги…», «Со мною вот что происходит…», «Весенней ночью думай обо мне...» «Любимая, спи...», «Зашумит ли клеверное поле...» и так далее, и так далее.

Год: 
2017
Месяц: 
апрель
Номер выпуска: 
8
Абсолютный номер: 
1155
Изменено 02.05.2017 - 17:10

ЮЛИЯ НОВОСЕЛОВА: «ДЕРЕВО ВЕТВИ РАСКРОЕТ...»

За что мы любим математиков? За пристальность и точность взгляда, не позволяющие взгляду этому скользить по видимости и срываться в банальность. Впрочем, поэтов мы любим за то же самое, поэтому в каком-то смысле поэты и математики неразличимы. По крайней мере, что касается Юлии Новоселовой, все вышесказанное — чистая правда.
Ее стихи внешне — простая констатация мира вокруг себя. Деревья, птицы, погода, дети. У кого из нас по-другому? — У каждого из нас по-своему. Не бывает двух одинаковых фотографий одного дерева. Плохие и неотличимые бывают, а вот хорошие одинаковыми не выходят, все разные.
Поэт, смещая точку взгляда на обыденные реалии, открывает в них смыслы. Не то, чтобы мы не знали про них — знали, просто не обращали внимания на невидимое. А оно оказалось живым, трепещущим, чудесным.
И немного грустным. Лиричным. Тревожным. Время кружит мир поэта, как щепку в водовороте, и оттого исчезнуть он может в любой миг. И поэтому каждый миг — счастье существования. И все это просто, без дежурного пафоса:
Бормоча про «разрыв аорты»,
щебеча про вчерашний лёд,
посылаешь прошлое к чёрту.
Не идёт.
Можно нанизывать одну метафору на другую. При хорошей технике такие бусы тоже будут поэзией. Но мне милее естественность речи, потому что быть естественным сложно, не у всех получается.
Юлия Новоселова живет в Екатеринбурге. Окончила математико-механический факультет УрГУ, работает инженером-программистом в филиале «ОКБ автоматика».

Год: 
2016
Месяц: 
июль
Номер выпуска: 
13-14
Абсолютный номер: 
1140
Изменено 26.07.2016 - 14:33

ЛАРИСА СОНИНА. ЗДЕСЬ БАБОЧКИ ПОХОЖИ НА ЛЮДЕЙ…

«…бессмысленно, бездарно, беспросветно,
Светло, летуче ветрено, свежо…»


Да, мы знаем со школьной скамьи: подлинная поэзия — чудо несокрушимой внутренней гармонии. Но ведь и без искры (или пружины?) постоянного внутреннего противоречия ей не жить. Поэт — как тот щегол, восхитивший некогда Осипа Мандельштама: «в обе стороны он смотрит». Одновременно. А видит при этом даже более того: всю сферу доступного в соприкосновении универсума. И, главное, читая стихи, эту особую целостность — даже цельность — восприятия перенимаем и мы. Сквозь условности обыденных привычек нашего слуха к нам пробивается музыка стихов, удерживающая строчки на лету и на плаву, поясняющая то, что упускает рассудочный ум. «Послезавтра от «да» называется «смерть» — /Земляника цветет, дети ящериц ловят руками…» — стихи, свободно граничащие с прозаическим повествованием, обращенные к простейшим житейским законам, к самой жизни. Или, формально, вдохновленные литературным или историческим сюжетом, звучностью иноземных имен. Но, подчеркиваю, формально. Содержание «формы» — все равно самое что ни на есть личное. Так — в стихах Ларисы Сониной, способной не «вжиться», но, пожалуй, найти себя — в другом, сказать свое — от иного лица, иного времени. Это не актерство, а скорее чувство универсальности, восприменимости вечных чувств и ситуаций, вечных категорий — и поиск наиболее точного воплощения «на бумаге». Всегда — подспудное знание того, что


…на вневременной реке
Колышется такое слово,
Что, кажется проговорить
Его — равно, что выиграть удачу…


Настоящий художник — вечный ученик, то есть, разумеется, «слово» так и останется непроизнесенным. Но удача — проведать о нем, слышать его эхо в повседневном многоголосье и — дать услышать и нам.
Е. ИЗВАРИНА


* * *
Если бы кто-то здесь произнес имена
Женевьева, Жильберта или даже Ута, Улита, Прага,
чтобы удлинилось мерцание зимнего дня
на длину неспешного птичьего шага,

Год: 
2015
Месяц: 
ноябрь
Номер выпуска: 
22
Абсолютный номер: 
1128
Изменено 01.12.2015 - 11:56

СЛОВО ФРОНТОВИКАМ

Венедикт СТАНЦЕВ

Утро
Провода гудят,
как нервы перед боем,
натянутые, как провода...
Мы устало окопы роем:
скоро танки придут сюда.
Звон лопат.
Никаких разговоров,
не лезет в горло
никакая еда:
танки скоро, танки скоро,
скоро танки придут сюда.
Мало толку
от длинноствольных
ружей,
еще меньше
от хваленого штыка.
Глубже в землю, глубже,
глубже:
слышен грохот издалека.
Дрожат от нетерпения
дула орудий,
слезинкой
скатилась на поле звезда.
Что ж вы не молитесь,
люди!
Скоро танки придут сюда...

Год: 
2015
Месяц: 
июнь
Номер выпуска: 
13
Абсолютный номер: 
1120
Изменено 29.06.2015 - 13:57

ТАТЬЯНА КУЛЕШОВА. НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ

Стихи из книги «Вдоль счастья»

Женский голос. Женственная грация души… В интонациях Татьяны Кулешовой пленяет сочетание — на контрапунктах — легкости и силы, нежности и боли, глубины и простоты. Ее стихи максимально близки разговорному языку, естественному порядку жизни. Мы сопереживаем — поэт живет: сей-час, в сей миг прочтения, буквально — в мелодии, столь близкой к народной песне, изустной речи:
Напоил туманом улицы,
Напоил тоской глаза…
Что ж ты рано пригорюнился,
Светлых дней не показал?

Подлинная простота дорогого стоит. В высшем своем проявлении простота обезоруживает, не унижая, убеждает, не украшая: силой правоты как человека, так и поэта.
Пусть драматична история любви, встающая за этими стихами. Но драматично устроена и жизнь вообще: «Все живое рождается в муках, / Не умея спастись от беды». И тем ценнее способность автора к философскому созерцанию, к тонкому восприятию красоты природы, ее извечной мудрости, воистину исцеляющей душу. В стихотворении «Снегопад» это чудо исцеления совершается буквально у нас на глазах:

…Как будто шло всепониманье
И всепрощенье за окном.
Как будто кто-то за всю Землю
Поставил белую свечу.
Я только этот свет приемлю,
Я только этот снег хочу.

Когда небольшая по объему книжка стихов вмещает в себя целую историю жизни — предчувствие, надежду, счастье, разочарование, боль, прощение — уже можно говорить не только о достоинстве созерцателя, но о мудрости очевидца, о сопричастности каким-то главным, извечным законам бытия, то есть о мужестве жить, в чем, полагаю, сегодня нуждается каждый.

Год: 
2014
Месяц: 
декабрь
Номер выпуска: 
24
Абсолютный номер: 
1110
Изменено 24.12.2014 - 14:50

В ДВИЖЕНЬЕ СЛОВО МЫСЛЬ ВЕДЕТ

Продолжая тему, поднятую в прошлом номере газеты Е. Извариной, публикуем краткую подборку стихов из выпущенного к конференции сборника: «Галерея уральской литературы «ГУЛ»: Дайджест проекта. — Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2014.
Андрей Санников
* * *
внутри несытных рябоватых рек
чего-то ищет смотрит человек
рукав засучит сунет руку в реку
и кто-то пальцы тронет человеку

и из воды пойдя кругами вдруг
потянутся к нему десятки рук
стесняющихся теплых и печальных
на каждом пальце в кольцах обручальных

лицо им подставляет человек
смеется плачет говорит про снег
горит костер на низком берегу
начнется снег костер горит в снегу

Год: 
2014
Месяц: 
октябрь
Номер выпуска: 
20
Абсолютный номер: 
1107
Изменено 05.11.2014 - 14:13

МИХАИЛ МАЛЫШЕВ: О МУЖЕСТВЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗУМОМ

От редакции: В свое время на страницах «НУ» нередко публиковались философские тексты. Сегодня, в эпоху жесточайших информационных войн, хотелось бы возобновить эту традицию. Ведь философия сейчас нам жизненно необходима — именно она помогает не поддаваться зомбированию, вырабатывать иммунитет к ложным идеям, формировать собственную позицию во все более нестабильном и непредсказуемом мире. 
Мы предлагаем вниманию читателей фрагмент эссе Михаила Малышева, бывшего нашего соотечественника, в 1970–1980-е годы доцента кафедры истории философии Уральского госуниверситета им. А.М. Горького, а ныне профессора-исследователя гуманитарного факультета Автономного университета штата Мехико, члена Международной академии дискурс анализа.
М.А. Малышев — автор более 150 научных работ на русском и испанском языках, изданных в России, Мексике, Испании, Германии, Бразилии, США и других странах. В частности, в России опубликованы книги  «Человек и мир его переживаний» (Екатеринбург, 2000), «Аффективные переживания и поиски смысла жизни» (Екатеринбург, 2006), «Признание — выражение смысла отношения  человека к человеку» (М., 2003), а также перевод книги знаменитого испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Лекции по метафизике» (Екатеринбург, 2000). Михаил Алексеевич не теряет связи с уральскими философами, в том числе и с коллегами из Института философии и права УрО РАН, благодаря чему и появилась эта публикация.
…Русский мыслитель Николай Бердяев однажды заметил, что философов мало кто  любит. На протяжении почти всей истории можно проследить вражду к «любителям мудрости», и поэтому философия является самой незащищенной сферой культуры. Многих из нас раздражает, что философский анализ нередко выходит за пределы границ, установленных ему здравым смыслом, зондирует подпочву наших «глубинных» убеждений и обнажает предпосылки повседневных верований. Философия часто размышляет над такими проблемами и ситуациями, которые не являются однозначными и объективно не имеют окончательных решений. Хорошо известно, что само слово «философия» предполагает поиск истины, а не обладание таковой. Философствовать, полагает Ясперс, значит находиться в пути. Вопросы, которые ставит философия, являются более важными, чем ее ответы, и всякий ответ она превращает в новый вопрос. Отсюда следует, что философия дает нам не столько готовые решения, сколько предварительные ответы, которые не аннулируют вопросы, а позволяют сосуществовать с ними. Может быть, философские ответы не разрешают реальные проблемы, а скорее, создают предпосылки для новых раздумий и новых вопросов и ставят их каждый раз все глубже и точнее? Как бы там ни было, а человек — это вопрошающее животное: он задавал, задает и будет задавать вопросы за пределами любого воображаемого на них ответа. Почему человек поступает так, а не иначе? Так ли обоснована его уверенность в том, что цели, которые он стремится достичь, обладают подлинной ценностью? Не случится ли так, что результаты, на которые он претендует, обернутся против его же проекта? Разные ценности сталкиваются не только между разными носителями, но и внутри экзистенциального пространства одного и того же человека. И этот факт нередко обескураживает людей, приводит их в уныние и заставляет чувствовать себя несчастными. Может быть, лучше не вдаваться в детальный анализ повседневных верований и излюбленных убеждений наших ближних и нас самих, ибо такого рода вопросы нередко сбивают с толку, вызывают раздражение или провоцируют упрямство? Однако, если предпосылки повседневных убеждений и верований людей не исследовать, а оставить нетронутыми, то человеческие отношения быстро закостенеют, убеждения рискуют превратиться в догмы, воображение — испариться, а разум — сделаться бесплодным. 

Год: 
2014
Месяц: 
сентябрь
Номер выпуска: 
17
Абсолютный номер: 
1105
Изменено 01.10.2014 - 14:03

Любовь СТАСЮК: «ЛЮБИТЬ, ДЫШАТЬ, НЕ СТАВЯ ТОЧЕК»

Стихи Любови Стасюк — чистой воды лирика.
Но пусть прозвучит это определение не пренебрежительно, а восхищенно, как произносят ювелиры: «камень чистой воды». Простые поэтические средства, естественная и отнюдь не броская манера высказывания, немногословность — все это могло бы «сыграть» против стихотворения, когда бы не… Конечно — талант. А точнее — личность поэта. Неповторимость каждого соприкосновения с внешним миром, каждого внутреннего движения — и умение эту неповторимость сберечь в сопоставлении слов, в интонации, музыке стиха. Центральная тема здесь — безусловно, жизнь человека: ее течение, ее сроки, ее опыт, потери и приобретения — жизнь, осознающая себя во времени, в некоей большой коллективной судьбе. Но кроме того это и жизнь в единстве с природой, с извечным круговоротом времен года, рождения, расцвета, увядания, смерти… 
Вдыхаешь холод залпом.
Не рано ль снегири?
Осенних дней вязанка,
потрескивай, гори… —
высокая — пусть и трагическая — гармония присутствует в лучших стихах «о времени и о себе». Отсюда и музыка речи, и яркие образы: с похолоданием «воды твердеют мышцы», в сумерках «тополь реет», а если взглянуть еще выше, вдруг понимаешь: вот она, «огранка всей жизни — свет небес…». Небесное и земное даны нам в единстве, в естестве, в начальном и конечном покое… В лучших своих стихах Любовь Стасюк дает нам почувствовать правоту — даже печальных законов жизни. Правоту прекрасного — в повседневности, в обыденности, даже в сомнениях и тревогах…

Год: 
2013
Месяц: 
сентябрь
Номер выпуска: 
23
Абсолютный номер: 
1086
Изменено 27.09.2013 - 15:33

"И ПАМЯТЬ ОСТАВЬ ОБО МНЕ..."

 

Выступает профессор Л.П. Быков

В октябре в Екатеринбурге уже в пятый раз прошли литературные чтения памяти поэта Бориса Рыжего (1974–2001), в чьих стихах этот город — воистину и «муза», и действующее лицо, и целый мир с подробно воссозданной топографией, прошлым и настоящим (1980–1990-х годов). Сейчас творчество этого автора — что бывает не так уж часто — широко известно, почитаемо и любимо одновременно и в широких читательских кругах, и в среде филологов. Уже почти полтора десятка лет его наследие исследуется и любителями, и профессионалами, вышло немало эссе, критических и научных статей, диссертаций, посвященных его стихам, снимаются фильмы, ставятся спектакли. 

Год: 
2012
Месяц: 
ноябрь
Номер выпуска: 
24-25
Абсолютный номер: 
1067
Изменено 16.11.2012 - 14:34

НИКОЛАЙ ПРЕДЕИН: Из книги "Второй первоисточник"

 

Все чаще и чаще в повседневной жизни мы ощущаем перенасыщенность, избыточность, несоразмерность с человеческими возможностями — потока событий и превосходящего его потока информации, количества людей и вещей вокруг, наших собственных нужд, обязанностей и долгов. Хотелось бы в такие минуты — вздохнуть свободнее, остановиться и оглядеться…

Год: 
2012
Месяц: 
август
Номер выпуска: 
18-19
Абсолютный номер: 
1063
Изменено 16.08.2012 - 08:35
RSS-материал


2012 © Российская академия наук Уральское отделение
620990, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
popov@prm.uran.ru +7(343)374-54-40