29 марта в президиуме УрО РАН было подписано Соглашение о сотрудничестве между Отделением и Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов (ВИАМ). Свои подписи под соглашением поставили председатель УрО РАН академик В.Н. Чарушин и директор ВИАМ академик Е.Н. Каблов.
ВИАМ — головной материаловедческий институт авиационной промышленности, представляющий интересы государственного сектора науки в области материаловедения и технологий, имеющий статус Государственного научного центра РФ. Он ведет широкие фундаментально ориентированные и прикладные исследования прежде всего в областях разработки новых материалов, технологий их получения и обработки. В его состав входит ряд уникальных экспериментально-технологических и испытательных центров, позволяющих решать инженерные задачи на современном мировом уровне: например, Геленджикский центр климатических испытаний — единственный сегодня в России, где можно проводить комплексные исследования материалов, конструкций и изделий, систем защиты от коррозии и биоповреждений в условиях морского климата.
В рамках подписанного документа к научно-исследовательским работам по заранее согласованной программе подключаются пять институтов Уральского отделения: машиноведения, металлургии, механики сплошных сред, высокотемпературной электрохимии и химии твердого тела.
Однако подписание Соглашения о сотрудничестве — это лишь верхняя часть айсберга, те достижения уральских ученых, которые пришлись ко времени и попали в уже существующую программу работ. В перспективе же речь идет о создании комплексной перспективной программы по новым стратегическим материалам и технологиям оборонного и двойного назначений. Евгений Николаевич Каблов в подробном докладе изложил свое видение нынешней ситуации: он последовательно выступает за создание малотоннажного производства, привязанного к создателям фундаментальных или технологических разработок. Общеизвестно, что в начале 1990-х гг. наша оборонная промышленность разом потеряла значительную часть уникальных комплектующих, создававшихся в бывших союзных республиках. Но если эти потери во многом удалось закрыть, то буквально каждый год возникают новые «прорехи», на этот раз уже по вине экономики. Сверхсовременные материалы нужны сплошь и рядом в очень ограниченном количестве — несколько тонн (а иногда и сотен килограммов) в год, то есть поддерживать подобное производство, например, крупному нефтехимическому концерну — чистый убыток.