Педагоги екатеринбургского детского сада Уральского отделения РАН (ДОУ №568) стали инициаторами и организаторами общегородского круглого стола по теме «Развитие интеллекта детей в дошкольном и младшем школьном возрасте». Заседание прошло в конце мая, «обновив» только что оборудованный конференц-зал в новом здании Института электрофизики УрО РАН. Сотрудники института немало сил уделяют просветительской работе в школах, организации ученических конкурсов и конференций. И вот — пришла пора поговорить о еще более юной смене: в чем особенности детского интеллекта и самых ранних этапов развития способностей? Каковы проблемы и вызовы времени в этой сфере?
Острых вопросов оказалось предостаточно: обсуждение было не только многолюдным, но, что гораздо важнее — по-настоящему заинтересованным со всех сторон. «Сторонами» (настроенными, однако, не дискутировать, а скорее поучиться друг у друга) выступили коллеги устроителей круглого стола по дошкольной педагогике и психологии, сотрудники различных образовательных и творческих центров Екатеринбурга, они же, естественно — в качестве родителей, а кроме того — будущие матери, уже сейчас задумывающиеся об оптимальных условиях развития своих детей.
Открыл дискуссию модератор круглого стола, заведующий кафедрой клинической психологии и психофизиологии Уральского федерального университета, кандидат психологических наук Сергей Юрьевич Киселев. По его убеждению, «очень серьезная, важная и сложная миссия — создание развивающей среды для детей в этом возрасте». Сегодня рост потока информации, а также засилие всевозможных средств коммуникации, гаджетов в повседневной жизни (в том числе и жизни ребенка) означает возрастание всевозможных рисков на пути формирования личности, поведения. Одновременно с этим обостряется необходимость ранней подготовки ребенка к школе, и следует понять, какова нижняя возрастная планка безопасного вмешательства в работу детского интеллекта. Кроме того, в центре внимания — развитие и социализация детей с дефектами, отклонениями в психике, ограниченными возможностями и т.д. Во всех случаях для родителя, педагога, психолога важно, по выражению С.Ю. Киселева, выработать для каждого ребенка «индивидуальную траекторию развития», различать категории, уровни способностей и обучаемости, изучать такой феномен сегодняшнего дня как нежелание детей идти в школу, повсеместное падение способности к сосредоточению на продолжительное время. По результатам групповых исследований, сегодня более половины детей до 7 лет показывают низкий уровень зрительно-моторной координации, вследствие чего они оказываются сразу по нескольким параметрам неготовыми к занятиям в школе. Следовательно, в раннем возрасте необходимо развивать организм комплексно, физически и интеллектуально. Однако не только практики дошкольного воспитания, но и ученые признают, что детская психофизиология еще во многом не изучена, целостной теории в этой области пока не существует. В то же время в ходе круглого стола в порядке аргументации прозвучало немало имен отечественных и зарубежных специалистов, авторов современных методик, популярных в среде как «теоретиков», так и «практиков» дошкольного воспитания.