Skip to Content

Пен-клуб

АНДРЕЙ ПОНИЗОВКИН. ТРИ ЗВЕЗДЫ НАД КАРТОФЕЛЬНЫМ ПОЛЕМ

От редакции: Одна из творческих страстей главного редактора нашей газеты — изучение истории своей семьи и ее осмысление в документально-художественной форме. Материал более чем богатый: род Понизовкиных был известен в дореволюционной России. Промышленники из Ярославской губернии, «крахмало-паточные короли», внесли немалый вклад в развитие экономики страны, новейших для своего времени технологий. Текст этот «на стыке жанров»: иногда научно-популярный, иногда краеведческий, может быть, чересчур ироничный, но всегда интересный. Предлагаем читателям его фрагмент.
Три звезды сошлись над зачатием и рождением крахмало-химической империи купцов Понизовкиных. Первая — переменчивая и вечно манящая звезда свободы, в данном случае избавления от крепостничества (1861), между прочим, воссиявшая над Российской империей раньше, чем появился главный записной документ демократии — Конституция США (1865). Правда, свет этой звезды, при всей отдаленности наших стран и несхожести их климатов и культур, и там и там упал как-то неравномерно, не прямо и не до конца. В России, например, по манифесту «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» за наделы землицы крестьяне должны были горбатиться на барщине или платить оброк еще сорок девять лет (откуда эта странная некруглая цифра?). А так называемую дворню вообще освободили без земли и без гроша, то есть дали пинка на голодную смерть. Права же американских негров были ограничены аж до пятидесятых годов двадцатого века. Как верно было замечено, «освобождение от рабства еще не означало равенства с бывшими рабовладельцами». В общем, своеобразная такая воля-волюшка — что-то типа победы социализма в СССР: полная, но не окончательная. И все-таки это был шаг вперед, и для некоторых — головокружительно многообещающий.

Год: 
2021
Месяц: 
май
Номер выпуска: 
9-10
Абсолютный номер: 
1232
Изменено 21.05.2021 - 15:50

ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ЗАСТЫРЦА

От редакции: 20 апреля губернатор Свердловской области Е.В. Куйвашев подписал указ о присуждении премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства за 2019 год. Среди других деятелей искусства и творческих коллективов лауреатом стал Аркадий Застырец (1959–2019) «за значительный вклад в развитие культуры и искусства Свердловской области». Напомним, что предыдущую губернаторскую премию наш друг и бывший редактор «Науки Урала» получил в 2011 г. за книгу стихов «Онейрокритикон».
10 июня — день рождения Аркадия, и мы хотим представить читателям нашей газеты несколько эссе из книги «Materies» (2012). Почему именно из этой книги и почему вообще не стихи? По точному замечанию А. Григорьевой, автора лучшей статьи об Аркадии и его творчестве, это «возможно, главная книга для того, кто хочет понять, что в действительности представляет собой Застырец. Можно даже сказать, что это малая Застырцевская энциклопедия». 110 прозаических (формально прозаических, поскольку среди них попадаются и явные стихотворения в прозе) текстов, заглавия которых расположены в алфавитном порядке, описывают мир, состоящий из детских воспоминаний, неслучившихся приключений и волшебных вещей; перемешаны эти компоненты в самом причудливом порядке и связаны друг с другом самым таинственным образом. Собственно, связаны они именно личностью Аркадия, его творчеством. Последуем за ним.
 
АЛЕБАСТРОВЫЕ ШАРИКИ
Алебастровые шарики у меня были, замечательные, гладкие и приятные на ощупь, изначально белые, но с естественным от этой постоянной ощупи серым оттенком. Те же самые, что у Тома Сойера. Те же, что у всех. Не было, наверно, ни одного мальчишки во дворе, чтобы не владел хоть одним.

Год: 
2020
Месяц: 
июнь
Номер выпуска: 
11
Абсолютный номер: 
1214
Изменено 11.06.2020 - 18:54

АРКАДИЙ ЗАСТЫРЕЦ: «ДАЛЬ ПОД НЕБОМ ОСЕНЬЮ ВИДНЕЕ...»

10 июня отметил 60-летие замечательный уральский поэт, переводчик и драматург Аркадий Застырец, многие годы отдавший нашей газете, бывший ее главным редактором в непростой для Академии и «Науки Урала» период девяностых годов прошлого века. Именно в этот период вышли его первые книги переводов, стихов и пьес, заслуженно поставившие автора в первый ряд уральских писателей. Свидетельство тому — премия губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (2011) и премия имени П.П. Бажова (2013).
Хотя в последние годы Аркадий Застырец уделял больше внимания театру и сегодняшней молодежи известен прежде всего как драматург, муза поэзии Эвтерпа не оставила его. Стихи Аркадия стали свободнее и выше тоном; несколько отойдя от изысканной отточенности формы, отличавшей раннюю лирику, он не поддался модному среди некоторой части наших стихотворцев увлечению верлибром. В его поэзии по-прежнему ощущается опора на классический русский стих с правильными размерами и рифмой. Волшебство стиха по-прежнему строится из расчета на весьма квалифицированного читателя, хотя музыка доступна с первого прочтения каждому. Что поменялось? Сменилась эпоха. Воздух стал другим, гораздо печальнее. Свобода осталась. Стих стал более открытым, личностным. Меньше отчетливой сюжетности, лукавой усмешки, больше трагизма. Острее ощущение уязвимости мира и его красоты…
Мы поздравляем поэта с юбилеем и предлагаем читателям «НУ» подборку стихов Аркадия Валерьевича из нескольких последних его книг.
А. Якубовский

Год: 
2019
Месяц: 
июнь
Номер выпуска: 
12
Абсолютный номер: 
1196
Изменено 27.06.2019 - 13:52

АНДРЕЙ КОМЛЕВ: ДИКТУЕТСЯ ИЗ ГЛУБИНЫ

(Стихи из книги «Пристально»)
Уже не одно десятилетие екатеринбуржец Андрей Петрович Комлев известен и ценим в кругах почитателей поэзии. Давний друг редакции «НУ», он появлялся на наших страницах и в качестве самобытного филолога, исследователя загадочных аспектов происхождения и содержания «Слова о полку Игореве».
Сегодня мы представляем вышедший в прошлом году сборник его стихов недавнего времени. «Пристально» в данном случае — это не только принцип отображения жизни в слове. Это еще и определяющая черта автора-наблюдателя, через созерцание — полноценного соучастника всего происходящего вокруг.
Пока свеча витает,
не погасла,
и ты в сейчас
на миг, навеки заслан —
можно успеть многое. Можно опечалиться при виде происходящего непосредственно рядом, в стране и в мире — порой, кажется, сходящем с ума, где «нету подлинника — / нету и подделки». Но можно и напротив — остро почувствовать красоту и уникальность этого самого мига, в обыденном осеннем пейзаже сопоставить «суть жаркого куста / и мирового древа», прожитые годы посчитать не грузом, а достоянием, поблагодарить от сердца – время, людей, жизнь, любовь… В книге достаточно стихов остросоциальных, записанных по горячим следам политических событий. Но не меньше и лирики, искренних чувств и углубленных размышлений. В них «первородная память жива», в скорбях житейских они приходят на помощь, убеждая, что «легче для души / век жить по чести».
Настоящий поэт всегда полемизирует прежде всего с самим собой, но настоящие стихи без всяких специальных ухищрений находят союзника и единомышленника в читателе. А иначе — зачем?..

Год: 
2019
Месяц: 
май
Номер выпуска: 
9-10
Абсолютный номер: 
1194
Изменено 21.05.2019 - 14:34

АЛЕКСАНДР ШУБИН. ЖИВИЧНАЯ ГОРЕЧЬ

Сколько на свете поэтов — столько же, по-видимому, и граней у «магического кристалла» работы со словом. Каждому своя – в ощущениях, в понимании, в изменчивости ли, в постоянстве… Уральский поэт Александр Шубин если поддается саморефлексии, то размышляет о взаимоотношениях мастера и его ремесла, о земном приложении сил, возможно. «небесных», малопознаваемых:
за шагом — шаг, за часом —
час, годами
металл и воск, и дерево, и камень
идут через кураж,
терпенье и верстак…
Материя самой жизни, подчиняясь скорее законам природы, чем расчету и направленному воздействию, становится дыханием поэзии, силой слова. Силой слова — и новой жизнью языка, способного, как вдруг открывается, на большее, чем привычно полагаем. Лжи и всевозможным искажениям противостоит
…собачье целебнонесущее право:
кротко лизнув сокровенным, как смерть, языком —
к жизни вернуть все, что было убито потравой,
то, что опять запоет, заболит глубоко.
О глубинном, заветном, порой и самому себе запретном говорят стихи, и, как известно, мы слышим их лишь тогда, когда в чужом узнаем свое, в пережитом некогда кем-то — переживаемое нами здесь и сейчас. Стихи А. Шубина — вовсе не «чистая лирика». Однако песенность, музыкальность — их неотъемлемые качества, не изменяющие себе в драматически-повествовательном, историческом, философском контексте. 

Год: 
2019
Месяц: 
март
Номер выпуска: 
4
Абсолютный номер: 
1190
Изменено 12.03.2019 - 11:38

АЛЕКСАНДР ВЕРНИКОВ (1962–2018): «СЛЕД ОТ СТРАШНОЙ КРАСОТЫ»

12 сентября ушел из жизни известный писатель, поэт, специалист по художественному переводу с английского языка Александр Самуилович Верников. Много лет он проработал преподавателем в екатеринбургском Институте международных связей, и ученики теперь вспоминают его с благодарностью. Но знаковой фигурой для культурной жизни Урала он стал благодаря яркому таланту прозаика, а затем и поэтическим публикациям. Несколько его книг вышли в Екатеринбурге и в Москве, проза и поэзия публиковались во многих толстых журналах. Одна из первых печатных публикаций А. Верникова состоялась на страницах «Науки Урала» — благодаря его друзьям и коллегам в литературе М. Никулиной и А. Застырцу.
Стихи в его жизни заняли особое место. «Я никаких «целей», — писал А. Верников, — у стиха не вижу. Я просто знаю, что стихи — самый естественный и глубокий способ существования языка, соответственно, им и можно высказать самое существенное для человека наиболее кратким и емким путем… Тот, кто является поэтом, — в силу своего чувствования языка и владения им, а также в силу обостренного чувствования мира должен автоматически быть личностью максимально цельной, и нравственно, и эстетически, и как угодно».
Увы, настало время стихам жить за пределами биографии автора. И жизнь эта, мы верим, обещает еще много открытий.
 
* *  *
Ни звука в тишине, ни слабой доли звука
Ничем в себе я не произведу.
Окончена жестокая наука
В немолчном человеческом аду.
 
Глаз не смыкая, в сон не погружаясь,
В глухом лесу, к еловому стволу
Спиной прирос-сижу, тужу, рожаюсь,
Гоню из кожи вон смолу

Год: 
2018
Месяц: 
октябрь
Номер выпуска: 
19
Абсолютный номер: 
1182
Изменено 05.10.2018 - 12:56

ВИТАЛИЙ ВОЛОВИЧ: «В СУЩНОСТИ, ДЛЯ ХУДОЖНИКА МАЛО ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Ушел из жизни народный художник России, академик Российской академии художеств, почетный гражданин Екатеринбурга Виталий Михайлович Волович. Ушел удивительно благородно и деликатно — двадцатого августа 2018 года, вскоре после девяностолетнего юбилея, дав своим почитателям и общественности его спокойно отметить, сразу после Дня любимого им города, чтобы горожане отпразновали его безо всякого траура. И, осмелимся обобщить — так он и жил всю свою долгую жизнь, так и относился к миру и окружающим, независимо от их обратного к себе отношения. Впрочем, лучше, чем он сам — человек слова в самом широком смысле — об этом не расскажет никто. Кроме богатейшего живописного и графического наследия, вошедшего в сокровищницы лучших отечественных и зарубежных музеев, альбомов, он оставил замечательную автобиографическую прозу, подарил критикам, искусствоведам, журналистам драгоценные часы общения. Памяти Мастера, в благодарность за общение и с надеждой, что его труды и мысли будут необходимы людям всегда, предлагаем читателям фрагменты интервью, взятого у Виталия Михайловича в 1993 году для журнала «Уральский следопыт» (полностью опубликовано в № 3 того же года), которому он отдал немало сил и из которого в немалой степени вышла нынешняя редакция «Науки Урала».               
— …Как вы, художник, ощущаете на себе влияние времени?
— Конечно, оно заставляет делать какие-то переоценки — от этого никуда не денешься. Но дело в том, что я не был чрезмерно зависим от того времени, которое принято называть застоем. У меня была своя внутренняя программа, я имел возможность заниматься книжной графикой, далекой от конъюнктуры… Правда, климат, в котором мы все существовали, рождавший потребность в конфронтации с официальной идеологией, заставлял быть тенденциозным в каких-то проявлениях. Без сомнения, особый интерес к проблемам насилия, зла, власти был продиктован некоей оппозиционной идеей. А сейчас эта идея как бы потеряла значение…

Год: 
2018
Месяц: 
сентябрь
Номер выпуска: 
17-18
Абсолютный номер: 
1181
Изменено 21.09.2018 - 16:14

«У КАЖДОГО НА СЛУХУ И В ПАМЯТИ…»

1 апреля в больнице американского города Талса (штат Оклахома) скончался, пожалуй, известнейший русский поэт современности Евгений Евтушенко. Ему было 84 года, и эта долгая жизнь оказалась удивительно плодотворной. В сознание отечественного читателя лучшие его строки и антологические стихотворения вошли уже в 1950-е годы. Едва появившись, сразу становились популярными его повести, драматургия, не говоря о неизменном успехе авторских вечеров, проходивших по всему Советскому Союзу, а также без преувеличения по всему миру.  Яркий, темпераментный, артистичный, он обладал уникальным даром общения как со сцены, так и в непарадной обстановке, по натуре был общественником, публицистом, затрагивавшим самые важные, подчас, болезненные темы текущей жизни, а также истории, психологии, человеческого предназначения. Мы попросили поделиться воспоминаниями о Евгении Александровиче екатеринбургского поэта и прозаика, члена Союза писателей и Союза архитекторов России, профессора Уральского государственного архитектурного университета Владимира Александровича Блинова.
Прежде всего, Евгений Евтушенко был Поэтом, не побоимся сегодня этой оценки — великим русским поэтом. Кроме главного в своей жизни — Поэзии, где он открывал, пробивал новые пути и возможности, Евгений Александрович успешно выступал и как прозаик, драматург, автор сценариев, постановщик фильмов, актер (исполнил главную роль в биографическом фильме о К.Э. Циолковском), а также незаурядный фотограф. А еще — завершил огромный литературоведческий труд редактора-составителя антологии русской поэзии. До него подобных изданий — по объему, по хронологическому охвату, по комментариям и подбору персоналий — не было. Он дал блестящие образцы масштабных поэм, и он же оставил нам тончайшую, искреннюю, сердечную лирику. У каждого на слуху и в памяти стихи «Идут белые снеги…», «Со мною вот что происходит…», «Весенней ночью думай обо мне...» «Любимая, спи...», «Зашумит ли клеверное поле...» и так далее, и так далее.

Год: 
2017
Месяц: 
апрель
Номер выпуска: 
8
Абсолютный номер: 
1155
Изменено 02.05.2017 - 17:10

ЮЛИЯ НОВОСЕЛОВА: «ДЕРЕВО ВЕТВИ РАСКРОЕТ...»

За что мы любим математиков? За пристальность и точность взгляда, не позволяющие взгляду этому скользить по видимости и срываться в банальность. Впрочем, поэтов мы любим за то же самое, поэтому в каком-то смысле поэты и математики неразличимы. По крайней мере, что касается Юлии Новоселовой, все вышесказанное — чистая правда.
Ее стихи внешне — простая констатация мира вокруг себя. Деревья, птицы, погода, дети. У кого из нас по-другому? — У каждого из нас по-своему. Не бывает двух одинаковых фотографий одного дерева. Плохие и неотличимые бывают, а вот хорошие одинаковыми не выходят, все разные.
Поэт, смещая точку взгляда на обыденные реалии, открывает в них смыслы. Не то, чтобы мы не знали про них — знали, просто не обращали внимания на невидимое. А оно оказалось живым, трепещущим, чудесным.
И немного грустным. Лиричным. Тревожным. Время кружит мир поэта, как щепку в водовороте, и оттого исчезнуть он может в любой миг. И поэтому каждый миг — счастье существования. И все это просто, без дежурного пафоса:
Бормоча про «разрыв аорты»,
щебеча про вчерашний лёд,
посылаешь прошлое к чёрту.
Не идёт.
Можно нанизывать одну метафору на другую. При хорошей технике такие бусы тоже будут поэзией. Но мне милее естественность речи, потому что быть естественным сложно, не у всех получается.
Юлия Новоселова живет в Екатеринбурге. Окончила математико-механический факультет УрГУ, работает инженером-программистом в филиале «ОКБ автоматика».

Год: 
2016
Месяц: 
июль
Номер выпуска: 
13-14
Абсолютный номер: 
1140
Изменено 26.07.2016 - 14:33

ЛАРИСА СОНИНА. ЗДЕСЬ БАБОЧКИ ПОХОЖИ НА ЛЮДЕЙ…

«…бессмысленно, бездарно, беспросветно,
Светло, летуче ветрено, свежо…»


Да, мы знаем со школьной скамьи: подлинная поэзия — чудо несокрушимой внутренней гармонии. Но ведь и без искры (или пружины?) постоянного внутреннего противоречия ей не жить. Поэт — как тот щегол, восхитивший некогда Осипа Мандельштама: «в обе стороны он смотрит». Одновременно. А видит при этом даже более того: всю сферу доступного в соприкосновении универсума. И, главное, читая стихи, эту особую целостность — даже цельность — восприятия перенимаем и мы. Сквозь условности обыденных привычек нашего слуха к нам пробивается музыка стихов, удерживающая строчки на лету и на плаву, поясняющая то, что упускает рассудочный ум. «Послезавтра от «да» называется «смерть» — /Земляника цветет, дети ящериц ловят руками…» — стихи, свободно граничащие с прозаическим повествованием, обращенные к простейшим житейским законам, к самой жизни. Или, формально, вдохновленные литературным или историческим сюжетом, звучностью иноземных имен. Но, подчеркиваю, формально. Содержание «формы» — все равно самое что ни на есть личное. Так — в стихах Ларисы Сониной, способной не «вжиться», но, пожалуй, найти себя — в другом, сказать свое — от иного лица, иного времени. Это не актерство, а скорее чувство универсальности, восприменимости вечных чувств и ситуаций, вечных категорий — и поиск наиболее точного воплощения «на бумаге». Всегда — подспудное знание того, что


…на вневременной реке
Колышется такое слово,
Что, кажется проговорить
Его — равно, что выиграть удачу…


Настоящий художник — вечный ученик, то есть, разумеется, «слово» так и останется непроизнесенным. Но удача — проведать о нем, слышать его эхо в повседневном многоголосье и — дать услышать и нам.
Е. ИЗВАРИНА


* * *
Если бы кто-то здесь произнес имена
Женевьева, Жильберта или даже Ута, Улита, Прага,
чтобы удлинилось мерцание зимнего дня
на длину неспешного птичьего шага,

Год: 
2015
Месяц: 
ноябрь
Номер выпуска: 
22
Абсолютный номер: 
1128
Изменено 01.12.2015 - 11:56

СЛОВО ФРОНТОВИКАМ

Венедикт СТАНЦЕВ

Утро
Провода гудят,
как нервы перед боем,
натянутые, как провода...
Мы устало окопы роем:
скоро танки придут сюда.
Звон лопат.
Никаких разговоров,
не лезет в горло
никакая еда:
танки скоро, танки скоро,
скоро танки придут сюда.
Мало толку
от длинноствольных
ружей,
еще меньше
от хваленого штыка.
Глубже в землю, глубже,
глубже:
слышен грохот издалека.
Дрожат от нетерпения
дула орудий,
слезинкой
скатилась на поле звезда.
Что ж вы не молитесь,
люди!
Скоро танки придут сюда...

Год: 
2015
Месяц: 
июнь
Номер выпуска: 
13
Абсолютный номер: 
1120
Изменено 29.06.2015 - 13:57

ТАТЬЯНА КУЛЕШОВА. НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ

Стихи из книги «Вдоль счастья»

Женский голос. Женственная грация души… В интонациях Татьяны Кулешовой пленяет сочетание — на контрапунктах — легкости и силы, нежности и боли, глубины и простоты. Ее стихи максимально близки разговорному языку, естественному порядку жизни. Мы сопереживаем — поэт живет: сей-час, в сей миг прочтения, буквально — в мелодии, столь близкой к народной песне, изустной речи:
Напоил туманом улицы,
Напоил тоской глаза…
Что ж ты рано пригорюнился,
Светлых дней не показал?

Подлинная простота дорогого стоит. В высшем своем проявлении простота обезоруживает, не унижая, убеждает, не украшая: силой правоты как человека, так и поэта.
Пусть драматична история любви, встающая за этими стихами. Но драматично устроена и жизнь вообще: «Все живое рождается в муках, / Не умея спастись от беды». И тем ценнее способность автора к философскому созерцанию, к тонкому восприятию красоты природы, ее извечной мудрости, воистину исцеляющей душу. В стихотворении «Снегопад» это чудо исцеления совершается буквально у нас на глазах:

…Как будто шло всепониманье
И всепрощенье за окном.
Как будто кто-то за всю Землю
Поставил белую свечу.
Я только этот свет приемлю,
Я только этот снег хочу.

Когда небольшая по объему книжка стихов вмещает в себя целую историю жизни — предчувствие, надежду, счастье, разочарование, боль, прощение — уже можно говорить не только о достоинстве созерцателя, но о мудрости очевидца, о сопричастности каким-то главным, извечным законам бытия, то есть о мужестве жить, в чем, полагаю, сегодня нуждается каждый.

Год: 
2014
Месяц: 
декабрь
Номер выпуска: 
24
Абсолютный номер: 
1110
Изменено 24.12.2014 - 14:50

В ДВИЖЕНЬЕ СЛОВО МЫСЛЬ ВЕДЕТ

Продолжая тему, поднятую в прошлом номере газеты Е. Извариной, публикуем краткую подборку стихов из выпущенного к конференции сборника: «Галерея уральской литературы «ГУЛ»: Дайджест проекта. — Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2014.
Андрей Санников
* * *
внутри несытных рябоватых рек
чего-то ищет смотрит человек
рукав засучит сунет руку в реку
и кто-то пальцы тронет человеку

и из воды пойдя кругами вдруг
потянутся к нему десятки рук
стесняющихся теплых и печальных
на каждом пальце в кольцах обручальных

лицо им подставляет человек
смеется плачет говорит про снег
горит костер на низком берегу
начнется снег костер горит в снегу

Год: 
2014
Месяц: 
октябрь
Номер выпуска: 
20
Абсолютный номер: 
1107
Изменено 05.11.2014 - 14:13

МИХАИЛ МАЛЫШЕВ: О МУЖЕСТВЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗУМОМ

От редакции: В свое время на страницах «НУ» нередко публиковались философские тексты. Сегодня, в эпоху жесточайших информационных войн, хотелось бы возобновить эту традицию. Ведь философия сейчас нам жизненно необходима — именно она помогает не поддаваться зомбированию, вырабатывать иммунитет к ложным идеям, формировать собственную позицию во все более нестабильном и непредсказуемом мире. 
Мы предлагаем вниманию читателей фрагмент эссе Михаила Малышева, бывшего нашего соотечественника, в 1970–1980-е годы доцента кафедры истории философии Уральского госуниверситета им. А.М. Горького, а ныне профессора-исследователя гуманитарного факультета Автономного университета штата Мехико, члена Международной академии дискурс анализа.
М.А. Малышев — автор более 150 научных работ на русском и испанском языках, изданных в России, Мексике, Испании, Германии, Бразилии, США и других странах. В частности, в России опубликованы книги  «Человек и мир его переживаний» (Екатеринбург, 2000), «Аффективные переживания и поиски смысла жизни» (Екатеринбург, 2006), «Признание — выражение смысла отношения  человека к человеку» (М., 2003), а также перевод книги знаменитого испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Лекции по метафизике» (Екатеринбург, 2000). Михаил Алексеевич не теряет связи с уральскими философами, в том числе и с коллегами из Института философии и права УрО РАН, благодаря чему и появилась эта публикация.
…Русский мыслитель Николай Бердяев однажды заметил, что философов мало кто  любит. На протяжении почти всей истории можно проследить вражду к «любителям мудрости», и поэтому философия является самой незащищенной сферой культуры. Многих из нас раздражает, что философский анализ нередко выходит за пределы границ, установленных ему здравым смыслом, зондирует подпочву наших «глубинных» убеждений и обнажает предпосылки повседневных верований. Философия часто размышляет над такими проблемами и ситуациями, которые не являются однозначными и объективно не имеют окончательных решений. Хорошо известно, что само слово «философия» предполагает поиск истины, а не обладание таковой. Философствовать, полагает Ясперс, значит находиться в пути. Вопросы, которые ставит философия, являются более важными, чем ее ответы, и всякий ответ она превращает в новый вопрос. Отсюда следует, что философия дает нам не столько готовые решения, сколько предварительные ответы, которые не аннулируют вопросы, а позволяют сосуществовать с ними. Может быть, философские ответы не разрешают реальные проблемы, а скорее, создают предпосылки для новых раздумий и новых вопросов и ставят их каждый раз все глубже и точнее? Как бы там ни было, а человек — это вопрошающее животное: он задавал, задает и будет задавать вопросы за пределами любого воображаемого на них ответа. Почему человек поступает так, а не иначе? Так ли обоснована его уверенность в том, что цели, которые он стремится достичь, обладают подлинной ценностью? Не случится ли так, что результаты, на которые он претендует, обернутся против его же проекта? Разные ценности сталкиваются не только между разными носителями, но и внутри экзистенциального пространства одного и того же человека. И этот факт нередко обескураживает людей, приводит их в уныние и заставляет чувствовать себя несчастными. Может быть, лучше не вдаваться в детальный анализ повседневных верований и излюбленных убеждений наших ближних и нас самих, ибо такого рода вопросы нередко сбивают с толку, вызывают раздражение или провоцируют упрямство? Однако, если предпосылки повседневных убеждений и верований людей не исследовать, а оставить нетронутыми, то человеческие отношения быстро закостенеют, убеждения рискуют превратиться в догмы, воображение — испариться, а разум — сделаться бесплодным. 

Год: 
2014
Месяц: 
сентябрь
Номер выпуска: 
17
Абсолютный номер: 
1105
Изменено 01.10.2014 - 14:03

Любовь СТАСЮК: «ЛЮБИТЬ, ДЫШАТЬ, НЕ СТАВЯ ТОЧЕК»

Стихи Любови Стасюк — чистой воды лирика.
Но пусть прозвучит это определение не пренебрежительно, а восхищенно, как произносят ювелиры: «камень чистой воды». Простые поэтические средства, естественная и отнюдь не броская манера высказывания, немногословность — все это могло бы «сыграть» против стихотворения, когда бы не… Конечно — талант. А точнее — личность поэта. Неповторимость каждого соприкосновения с внешним миром, каждого внутреннего движения — и умение эту неповторимость сберечь в сопоставлении слов, в интонации, музыке стиха. Центральная тема здесь — безусловно, жизнь человека: ее течение, ее сроки, ее опыт, потери и приобретения — жизнь, осознающая себя во времени, в некоей большой коллективной судьбе. Но кроме того это и жизнь в единстве с природой, с извечным круговоротом времен года, рождения, расцвета, увядания, смерти… 
Вдыхаешь холод залпом.
Не рано ль снегири?
Осенних дней вязанка,
потрескивай, гори… —
высокая — пусть и трагическая — гармония присутствует в лучших стихах «о времени и о себе». Отсюда и музыка речи, и яркие образы: с похолоданием «воды твердеют мышцы», в сумерках «тополь реет», а если взглянуть еще выше, вдруг понимаешь: вот она, «огранка всей жизни — свет небес…». Небесное и земное даны нам в единстве, в естестве, в начальном и конечном покое… В лучших своих стихах Любовь Стасюк дает нам почувствовать правоту — даже печальных законов жизни. Правоту прекрасного — в повседневности, в обыденности, даже в сомнениях и тревогах…

Год: 
2013
Месяц: 
сентябрь
Номер выпуска: 
23
Абсолютный номер: 
1086
Изменено 27.09.2013 - 15:33
RSS-материал


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47