От редакции: В свое время на страницах «НУ» нередко публиковались философские тексты. Сегодня, в эпоху жесточайших информационных войн, хотелось бы возобновить эту традицию. Ведь философия сейчас нам жизненно необходима — именно она помогает не поддаваться зомбированию, вырабатывать иммунитет к ложным идеям, формировать собственную позицию во все более нестабильном и непредсказуемом мире.
Мы предлагаем вниманию читателей фрагмент эссе Михаила Малышева, бывшего нашего соотечественника, в 1970–1980-е годы доцента кафедры истории философии Уральского госуниверситета им. А.М. Горького, а ныне профессора-исследователя гуманитарного факультета Автономного университета штата Мехико, члена Международной академии дискурс анализа.
М.А. Малышев — автор более 150 научных работ на русском и испанском языках, изданных в России, Мексике, Испании, Германии, Бразилии, США и других странах. В частности, в России опубликованы книги «Человек и мир его переживаний» (Екатеринбург, 2000), «Аффективные переживания и поиски смысла жизни» (Екатеринбург, 2006), «Признание — выражение смысла отношения человека к человеку» (М., 2003), а также перевод книги знаменитого испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Лекции по метафизике» (Екатеринбург, 2000). Михаил Алексеевич не теряет связи с уральскими философами, в том числе и с коллегами из Института философии и права УрО РАН, благодаря чему и появилась эта публикация.
…Русский мыслитель Николай Бердяев однажды заметил, что философов мало кто любит. На протяжении почти всей истории можно проследить вражду к «любителям мудрости», и поэтому философия является самой незащищенной сферой культуры. Многих из нас раздражает, что философский анализ нередко выходит за пределы границ, установленных ему здравым смыслом, зондирует подпочву наших «глубинных» убеждений и обнажает предпосылки повседневных верований. Философия часто размышляет над такими проблемами и ситуациями, которые не являются однозначными и объективно не имеют окончательных решений. Хорошо известно, что само слово «философия» предполагает поиск истины, а не обладание таковой. Философствовать, полагает Ясперс, значит находиться в пути. Вопросы, которые ставит философия, являются более важными, чем ее ответы, и всякий ответ она превращает в новый вопрос. Отсюда следует, что философия дает нам не столько готовые решения, сколько предварительные ответы, которые не аннулируют вопросы, а позволяют сосуществовать с ними. Может быть, философские ответы не разрешают реальные проблемы, а скорее, создают предпосылки для новых раздумий и новых вопросов и ставят их каждый раз все глубже и точнее? Как бы там ни было, а человек — это вопрошающее животное: он задавал, задает и будет задавать вопросы за пределами любого воображаемого на них ответа. Почему человек поступает так, а не иначе? Так ли обоснована его уверенность в том, что цели, которые он стремится достичь, обладают подлинной ценностью? Не случится ли так, что результаты, на которые он претендует, обернутся против его же проекта? Разные ценности сталкиваются не только между разными носителями, но и внутри экзистенциального пространства одного и того же человека. И этот факт нередко обескураживает людей, приводит их в уныние и заставляет чувствовать себя несчастными. Может быть, лучше не вдаваться в детальный анализ повседневных верований и излюбленных убеждений наших ближних и нас самих, ибо такого рода вопросы нередко сбивают с толку, вызывают раздражение или провоцируют упрямство? Однако, если предпосылки повседневных убеждений и верований людей не исследовать, а оставить нетронутыми, то человеческие отношения быстро закостенеют, убеждения рискуют превратиться в догмы, воображение — испариться, а разум — сделаться бесплодным.